ДИЗАЙН интерьеров / 13 августа

Главное в дизайне, как и в кунг-фу — найти своего мастера: интервью с преподавателем Ильей Насоновым

Преподаватель Среды обучения и владелец студии NasonovDesignWerke Илья Насонов рассказал, к чему стоит готовиться начинающим дизайнерам, почему специалисту важно знать историю искусства и в чем заключается главное преимущество дистанционного образования.
Чем занимается дизайнер интерьеров в 2020 году
В ближайшие пять–семь лет дизайнеры будут востребованы в общественных пространствах, и в меньшей мере в сфере частного жилья — эту инициативу уже перехватили крупные компании, которые предлагают квартиры с ремонтом и загородные дома под ключ. Когда корпорации окончательно выдавят дизайнеров с рынка (ну или возьмут к себе на работу) — вопрос времени.

Я считаю, что и дизайнер, и архитектор, и декоратор в 2020 году — это, в первую очередь, человек с гибкой психикой, высокой стрессоустойчивостью и развитыми коммуникативными навыками. Из того, что называют hard skills, дизайнеру нужно освоить программу для черчения и программу для доводки эскизов — например, SketchUp и Photoshop или AutoCAD и CorelDRAW. Ну и Excel для ведения таблиц со спецификациями и бюджетами.

Еще один навык, важный в эпоху корпораций — это умение работать в команде. Архитекторы, музыканты и писатели — последние адепты индивидуальной работы, которые тоже со временем либо уйдут, либо индивидуализируются до такой степени, что их останется как олимпийских чемпионов, по три человека. Ну, это футурология, точно на самом деле никто не знает, что будет. Но навыки командной работы нужно прокачивать в любом случае. Не только потому что крупные интересные проекты всегда создаются командами, а потому что работа в коллективе — это «секс идей». Результат команды всегда будет выше результата одиночки. Когда-то было распространено мнение, что уровень работы коллектива определяется умениями ее самого талантливого участника, но на самом деле нет. Иногда даже слабые члены команды подкидывают идеи, которые красиво дорабатывают более профессиональные участники.
Главные ошибки начинающих дизайнеров
Большинство ошибок проистекают из профессиональной и человеческой незрелости специалиста, а также отсутствия директора студии или главного дизайнера, который бы ненавязчиво передавал подопечному ценную информацию.

Самый типичный пример ситуации, в которую может попасть неопытный дизайнер — это кидалово, которое было во все времена. Мало того, что начинающий специалист, как правило, просит за свою работу немного, заказчик может еще и нагрузить его дополнительными обязанностями, а если фрилансер психологически неустойчив — недобросовестный клиент и вовсе заставит дизайнера выполнять заказ почти бесплатно. Это распространенная история. Эту ошибку легко не допустить, правильно оформив договор, но таких вещей в профессии еще очень много. Молодые люди часто умеют делать дизайн, но не знают, как продавать и подавать его. Это наживается с опытом, и всех ошибок избежать невозможно.
Первое собеседование — важность портфолио и хорошей базы
Самое главное на любом собеседовании — ваше портфолио. Если вы плохо говорите, то красивые рисунки, эскизы и проекты, если они есть, скажут все за вас.

Вопросы на собеседовании могут быть любые. Я люблю спрашивать соискателей об истории искусства — например, что они думают о скульпторах Мироне или Фидии или какой диаметр у купола Пантеона в Риме. Такие знания показывают, насколько человек хорошо учился, а значит — насколько у него развита насмотренность и присутствует глубинное понимание предмета. Если дизайнер не знает историю искусства и не может сопоставить исторические периоды, это просто 3D-шник.
Что должен знать дизайнер интерьеров
Дизайн интерьеров многогранен, и нет точного алгоритма обучения, который гарантирует результат. Кому-то сначала заходит теория, а кому-то практические предметы. Поэтому начинать свой путь в индустрии лучше с того, что нравится, а уже через это вы полюбите все остальное.

А все остальное — это и экономика, и социология, и архитектура, и дизайн среды. Все что угодно. Иногда знания смежных областей обязательны — без них дизайнер не сможет выполнить техническое задание, и его проект не реализуют.

Например, разрабатывая дизайн гостиницы, специалист должен быть хорошо знаком с технологией ее эксплуатации. Вы замечали, что в номерах редко встречаются люстры? Это потому, что люстры усложняют уборку. Если в обычную смену уборщик или уборщица успевает обслужить 10–12 номеров, то с люстрами получится меньше — придется либо доплачивать персоналу за переработку, либо нанимать больше сотрудников. Вот так расходы на уборку могут возрасти в разы из-за одного, казалось бы, неважного элемента. Поэтому чем больше вы знаете смежных дисциплин, тем лучше.
Где учиться дизайну интерьеров
Чтобы изучать кунг-фу, нужно найти хорошего мастера. Так и в дизайне — нужно ходить на дни открытых дверей, посещать конференции и выбирать сердцем того, за кем можно следовать.

Когда-то давно моим мастером стал преподаватель по академическому рисунку Михаил Горелов (сейчас он ответственный секретарь приемной комиссии в МГХПА имени С.Г. Строганова). Его занятия у большинства учеников проходили дважды в неделю, но у меня — четырежды. Мне нравилось у него заниматься, я верил каждому его слову. Когда он правил мои работы, я чуть не падал в обморок, это было великолепно. Этот человек сформировал мое представление о том, кто такой дизайнер и что он должен уметь рисовать. Две работы, выполненные в те годы, до сих пор висят у меня в кабинете.

Конечно, личность мастера — это еще не все. Также нужно смотреть на программу обучения, какие дисциплины они включают. Набрать массив данных о преподавателях, их заслугах, проектах и публикациях. Посмотреть на работы студентов старших курсов. Еще можно обратиться к студентам той или иной кафедры и поинтересоваться, нравится ли им обучение, но тут стоит понимать, что ответ, скорее всего, будет субъективным — либо слишком восторженным, либо наоборот. Есть и откровенно наглый путь — обратиться непосредственно к преподавателю. Если я получу письмо от абитуриента с вопросами, я удивлюсь и обрадуюсь, потому что нет ничего лучше, чем факт, что моим предметом интересуются до такой степени.
Связь 24/7 — главное преимущество дистанционного образования
Считается, что дистанционное образование дает меньшее количество контактов студентов с преподавателями и меньше горизонтальных связей между одногруппниками. Но в отличие от большей части академических вузов, преподаватели, ведущие предметы удаленно, вынуждены оставаться на связи со студентами 24/7. Студенты на моем курсе могут задать вопросы в любое время, и я достаточно быстро отвечу, потому что от этого зависит их результат, а вместе с ним и мой результат преподавателя.

Это реально работает — постоянная коммуникация улучшает настроение и «погоду» внутри группы, мы лучше понимаем друг друга. Те, кто получает хорошие оценки, еще сильнее благодарят, а остальные — не винят преподавателя в своих неудачах. Эту технику начинают применять и в академических вузах, но в Среде так было всегда.
Фото взяты с сайта студии Ильи Насонова NasonovDesignWerke

Получить консультацию

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение sms-, email-сообщений и сообщений в мессенджерах от Среды обучения
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ