Промдизайн: с чего начать и как добиться успеха

С чего начинают промышленные дизайнеры и как строится их карьера? «Среда» побывала на выставке Salone del Mobile. Milano Moscow, в рамках которой проходил конкурс промышленных дизайнеров. Принять участие в конкурсе могли как студенты, так и опытные профессионалы. Поговорили с восемью лучшими из них и узнали, почему они принимали участие в конкурсе, откуда брали вдохновение и как создавали свои работы.
Тарас Желтышев
Я занимаюсь дизайном с 18 лет. Первые два года были интерьеры, в то время я учился в Сибирском медицинском университете на педиатра и думал строить карьеру в биофизике. Но в 21 год я «захлебнулся» в искусстве и предметном дизайне. Ушел из медицины и поступил на промышленный дизайн в Томский политехнический университет. Первые работы были больше похожи на инсталляции и скульптуры. Благодаря им в 22 года, в рамках конкурса от Союза дизайнеров России, меня приняли в их члены. Это, кстати, не сыграло никакой роли в дальнейшем, но подстегнуло мою страсть к дизайну.
проект Lymphochair
Salone del Mobile. Milano Moscow 2018 — это не первая моя выставка. Я участвовал в Beijing design week 2014, Design week in Milane 2015 и Salone del Mobile Moscow 2016. В 2018 году на выставке я представил проект Lymphochair — это предмет из коллекции Microworld, к разработке которой я проделал долгий путь и многосторонний поиск комфортной для меня темы. Так как предметный дизайн в России — это по большей части коммерция, то сделать это было сложно. Lymphochair — это кресло, которое представляет из себя многократно увеличенный образ иммунной клетки организма человека — лимфоцита, имеющего сферическую форму и фактурную поверхность. Я добавил к нему ножки, чтобы оно уверенно стояло на земле, и съемную спинку — для человека, который захочет на нем посидеть. На кресло у меня ушло 3 месяца, из них: вспышка в доли секунды — на идею, пара недель — для полировки этой идеи и для понимания того, как это реализовать, два с половиной месяца ушло на создание Lymphochair. Наиболее сложным моментом стало создание необходимой фактуры кресла. Нужно было сделать пошив обивки цельным, без швов. Достичь нужного результата получилось чередой проб и ошибок. Сроки поджимали, а пропустить iSaloni Moscow 2018 я не мог — очень люблю конкуренцию и знакомства, это всегда чему-то учит. Да и в целом это круто, особенно если ты хочешь что-то показать.
Александра Пикунова
У меня уже есть высшее техническое образование и довольно успешная карьера в сфере IT-консалтинга, но в определенный момент жизни я решила в корне изменить род деятельности и поступила в British Higher School of Art and Design на программу Foundation of Art and Design. После ее прохождения я поступила на кафедру мебели в МГХПА им. С. Г. Строганова, где и учусь в настоящее время. Промышленным дизайном я начала заниматься во время обучения в BHSAD. Поступала туда с намерением стать дизайнером интерьеров, но пройденная программа позволила понять, что мне ближе именно предметный дизайн. Сразу после окончания программы я запустила свой проект «УЗОР», в рамках которого занимаюсь изготовлением бетонного декора.
проект «УЗОР»
На Salone del Mobile. Milano Moscow 2018 я представила складную вешалку «ХХХ». Она может быть использована как в частных, так и в общественных интерьерах и позволяет сэкономить пространство в случаях, когда количество посетителей варьируется в зависимости от проводимого мероприятия, сезона или дня недели. Вешалка крепится к стенке и в сложенном виде имеет форму зеркала. При необходимости ее можно легко разложить, тем самым предоставив место для верхней одежды. Конструкция состоит из набора рамок, соединенных друг с другом подвижными перемычками. Количество рамок варьируется в зависимости от нужд пространства. Крючки крепятся к верху каждой из рамок. Основным референсом к работе стал проект А. Родченко «Рабочий клуб», определивший геометрию и цветовое решение вешалки. Поскольку данный проект является учебным, то придумывала и реализовывала я его в течение семестра. Сама идея использования раздвижного механизма для вешалки пришла очень естественно и быстро, в рамках одного из учебных заданий на разработку концепции будущей вешалки. Но дальше была проделана довольно большая работа по определению того, будет ли это отдельно стоящая вешалка, или необходимо крепление к стене, каков будет ее внешний облик, как на нее вешать одежду и т. п. В рамках этой работы было создано несколько прототипов — как в масштабе, так и в натуральную величину, — которые позволили понять физические возможности раздвижного механизма. Сборка финального прототипа, который и был представлен на выставке, заняла пять дней.
складная вешалка «ХХХ»
Salone — мой первый конкурс, и мне было очень интересно в нем участвовать, поскольку он позволил получить много фидбэков как от профессионалов в сфере предметного и интерьерного дизайна, так и от конечных потребителей. Мне очень импонирует позиция зав. кафедры К. Н. Чебурашкина, который призывает и настаивает на том, чтобы студенты участвовали в максимально большом количестве конкурсов; собственно, благодаря этому я и оказалась участником Salone del Mobile.
  • Анна Плотникова
  • Иван Титов
Наша мастерская активно работает в сфере дизайна с 2015 года. Но промышленным дизайном мы занимались и до ее основания. Наш главный дизайнер, Анна Плотникова — профессиональный архитектор, промышленным дизайном занимается еще со времени обучения в НГАХА. На Salone del Mobile мы представляли стильную, простую и функциональную стеллажную систему с уникальным соединительным узлом собственной разработки. Стеллаж занимает мало места при транспортировке, его может собрать один человек за 10−15 минут, его конструкция достаточно стабильна, он лаконичен по форме, его каркас сделан на основе единой, непрерывной линии. Изюминкой стеллажа является уникальный соединительный элемент, сделанный из нержавеющей стали на токарном станке с допуском 1 микрон, — это позволяет собрать стеллаж без крепежных винтов и прочих метизов, а его конструкция получается очень прочной и стабильной. Нас вдохновляла классика скандинавского дизайна, работы Баухауса. Мы ставили перед собой задачу сделать простой, но интересный по форме предмет с максимальной функциональностью и простым серийным производством.
стеллажная система с уникальным соединительным узлом
Самое сложное в любом дизайне — реализовать задуманное. В этом нам очень помогают собственная мастерская и производственный опыт в работе с разными материалами, соединениями и созданием прототипов. На прототип стеллажа у нас ушло два месяца работы, но в итоге он отвечает всем нашим требованиям.

Salone del Mobile — это первый конкурс, в котором мы участвуем. Это филиал крупнейшего события в мире мебели, хотелось начать именно с него. Но наш стеллаж также номинирован на шорт-лист другого престижного конкурса — Lexus Design Awards. Наша конкурсная работа входит в линейку предметов из круглой трубы, а соединение используется также и в других предметах мебели: столах, стульях, которые производит наша творческая мастерская.
Ашот Зебелян
Меня зовут Ашот Валерьевич Зебелян. В 2016 году я переехал из Сочи в Москву поступать в академию им. С. Г. Строганова на кафедру мебели. Не поступил. Год работал лаборантом. Со второго раза поступил и сейчас учусь на втором курсе на кафедре мебели. Проект, который выставлялся на выставке Salone del Mobile, я начал проектировать в феврале 2018 года и с момента начала до того, как проект был представлен на выставке, он сильно изменился. Проектировался он в рамках курсовой работы.
проект Ашота Зебеляна
Елизавета Дудко
Я пока еще студент. Учусь на третьем курсе кафедры «Дизайн мебели» Академии им. С. Г. Строганова. Увлечение предметным дизайном в полной мере началось, когда я случайно познакомилась с людьми, работающими в этой сфере. Меня это очень заинтересовало. Мне нравится процесс создания предмета. Как объект начинает обретать форму сперва на бумаге и в 3D, а затем его можно ощутить и потрогать. Это долгий процесс, но очень интересный. Мне нравится решать проблемы. Ограничения подталкивают к самым интересным решениям.
CUBE chair
В этом году я принимала участие в Salone Satellite — конкурсе для молодых дизайнеров, который проходит в рамках Salone del Mobile. Это первый конкурс, в котором я участвую. Я туда шла не столько, чтобы занять призовое место, сколько для того, чтобы рассказать о своей идее, послушать комментарии разных людей, чтобы в дальнейшем исправить недостатки. Salone del Mobile посещаю каждый год, так как считаю очень важным для начинающего дизайнера смотреть на предметы вживую, где видны все соединения, как материал работает для того или иного предмета. И, конечно же, следить за тенденциями в предметном дизайне.

На выставке был представлен детский стульчик CUBE chair. Основная его концепция — привнести в обычный предмет обихода элемент развивающей игры. Сиденье стула — это так называемая полая коробка, которая в свою очередь выполняет роль царгового пояса и держит конструкцию. В ней находятся 9 кубиков с изображениями, которые при правильном расположении складываются в картинку. Сейчас производится большое количество многофункциональных предметов, что, на мой взгляд, очень актуально в наши дни. Это одна из проблем, которую я решала, работая над своим предметом: сделать игрушку частью интерьера и не захламлять пространство. Также вдохновением послужила система Марии Монтессори по воспитанию детей. Суть монтессори-педагогики — подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Стул спроектирован с опорой на эту идеологию. Для того чтобы начать играть, ребенку не требуется помощь взрослого. В ходе игры он приучается к порядку, формируется причинно-следственная связь: «Не положишь кубики после игры на место — не сможешь сесть на стул».

Над проектом я работала более полугода. В начале был эргономический макет, затем уже первый прототип в материале. Стульчик, представленный на выставке, также является прототипом, его еще нужно испытывать в «полевых условиях». Один из первых вопросов, который мне задают: «Почему бы не сделать кубики с четырьмя сторонами, а не уплощенные?» Первые варианты были именно такими, но из-за этого сиденье получалось слишком толстым и весь предмет становился очень грузным. Поэтому от этой идеи пришлось отказаться. После первого прототипа кардинально поменялась спинка, так как дети сказали, что из-за нее неудобно сидеть. В новом прототипе это исправлено.
Победители конкурса
Третье место: Иван Басов
В 2013 году получил диплом о высшем образовании в МГХПА им. С. Г. Строганова по специальности «художник-проектировщик мебели». Работать по профессии и преподавать на кафедре, где учился, начал за три года до окончания академии. Работал в фирмах, занимающихся интерьерами и промышленным дизайном. Вступил в Московский союз художников. Сейчас преподаю в Британской высшей школе дизайна и выполняю заказы на предметный дизайн, реже беру заказы на интерьеры.
проект Une Fleur
Люблю свое дело, люблю придумывать мебель. Примером можно считать коллекции мебели, разработанные для молодого российского производителя мебели Fors furniture. Один из самых свежих проектов — Une Fleur, занявший призовое место на Satellite 2018, — сейчас находится в каталоге именно этой компании.

Une Fleur, «Цветок» — это проект кофейных столиков. Название говорит о формообразовании, эстетике и основной композиционной сути проекта. Я ставил перед собой задачу найти активное, запоминающееся формообразование у предмета и сделать так, чтобы он мог жить, вместе с его аналогами создавая не менее цельную композицию. Вдохновением послужили лепестки цветка. На создание концепции, эскизирование, построение модели, подбор цветовых сочетаний, материалов в общей сложности у меня ушло около 200 часов, но это неточная цифра.

Salone del Mobile — это второй конкурс, в котором я принял участие; первым был конкурс, проводимый компанией Batimat, где мой проект стенда занял второе место. Попал на конкурс по настоянию моей подруги-дизайнера Ольги Крюковой, за что ей большое спасибо.

Хотелось бы еще рассказать о ширме, спроектированной в рамках коллекции Smooth для компании Fors furniture. Именно с нее началась коллекция. Было желание спроектировать предмет, который будет побуждать к приятным эмоциям, ассоциациям. В данном случае я вдохновлялся морской тематикой, серфингом и теплом. Периодически вспоминал при проектировании отрывок из видеоролика: «Делать ничего вовсе не значит ничего не делать…» В нем было и море, и настроение, и серфинг, и немножко философии — все, что хотелось заложить в мой предмет проектирования.
Второе место: Дина Аккубекова
Я учусь на 2 курсе МГХПА им. С. Г. Строганова на кафедре дизайна мебели. И в мире дизайна нахожусь не так давно: перед Строгановкой я отлично закончила отделение живописи Уфимского училища искусств. Думаю, что любовь ко всем видам искусства родилась именно там. Я считаю, что училище или колледж — отличный старт для всех, кто решил связать жизнь с живописью или дизайном. Мое увлечение промышленным дизайном и дизайном вообще началось с появления в моей жизни кафедры мебели:)
проект вешалка DNA
ДНК — вешалка-настроение, конечная форма которой определяется не столько прихотью владельца, сколько законами физики. Волнующий мотив противостояния натянутой эластичной ткани и жестких элементов скрытого каркаса вызывает неосознанное желание прикоснуться к объекту в стремлении понять, что скрыто под его тонкой оболочкой. На ассоциативном уровне объект напоминает девушку, снимающую платье через голову, красивую женскую фигуру в обтягивающей майке или античную скульптуру, скрывающую под мраморными складками изгибы совершенного тела. В то же время конструкция объекта дает возможность использовать выпирающие элементы каркаса как своеобразные крючки, позволяющие вешать одежду, сумки, зонты и головные уборы.

Поскольку DNA — мой учебный проект, то у меня было довольно много времени на его разработку: примерно три месяца на разработку концепции вешалки и окружающего ее интерьера и два месяца — на макеты и прототип. Сложнее всего было найти грань между предметом искусства и утилитарной вещью в моем проекте. Во время выставки ко мне часто подходили люди и спрашивали: «А что это?» Я говорю: «Вешалка». Я бы хотела, чтобы зритель, заинтересовавшийся этим предметом, подошел к нему, и ему не пришлось ломать голову над тем, что с этим делать. В то же время для меня было важно, чтобы проект был больше чем просто вешалкой

Это был мой первый дизайн-конкурс. Поэтому для меня, как для новичка, уже было большой неожиданностью узнать, что я буду принимать в нем участие. О победе даже не думала. К участию в конкурсе меня и моих однокурсников подтолкнула наша кафедра.
Первое место: Анна Струпинская
Я уже давно не учусь:) Закончила Строгановку по специальности «промышленный дизайн», потом училась в Милане в Scuola Politecnica di Design на product designer Master of Arts. Сейчас я практикующий дизайнер.
проект светильник «Хако»
Первую работу сделала в 19 лет — это был проект для реального заказчика, дизайн лицевых панелей терморегуляторов, — учась на втором курсе Строгановки. Он пошел в производство. Сейчас иногда даже еще встречается, хоть и устарел, конечно, страшно. С того времени занимаюсь дизайном, выходит, уже 15 лет. Мне всегда нравилось мыслить объемом, а не плоскостью, поэтому выбрала такую специальность и ни разу не пожалела об этом.

На Salone del Mobile. Milano Moscow я представила светильник «Хако», в котором природа и передовые технологии дополняют друг друга, объединяясь в единое целое. В японской традиции столярного мастерства существует представление, что необработанное дерево всегда будет более совершенным и красивым, чем любая вещь, сделанная руками человека. Эта традиция бережного отношения к природе и материалу и лежит в основе концепции светильника. Необработанный кусок многовековой сосны был отсканирован на 3D-сканере, и на 3D-принтере была создана ответная, полностью подходящая к нему часть. Таким образом, объект состоит из куска цельного дерева внизу и абсолютно точно подходящего к нему PLA-пластика в верхней части. Вместе они образуют единое целое. Точность подгонки поверхности негативного элемента к внешней поверхности дерева составляет 0,03 мм. Вместе обе эти части образуют единый ортогональный объем, отсылая к японскому традиционному типу скрытого столярного соединения — Хако Тсуги, что и дало название проекту. Световой LED-элемент, встроенный в верхнюю напечатанную часть, позволяет увидеть сложный пространственный рельеф коры дерева. «Хако» демонстрирует взаимосвязь и единство природы и новых технологий, основанную на традиции столярного мастерства. Концепция довольно сложная, и мне очень хотелось ее донести до людей, а для этого надо стоять и объяснять. Поэтому я и пошла на эту выставку.

Японская культура столярного мастерства — основа концепции проекта. Работа над ним была непростой. Кору не так легко отсканировать, как кажется, ее берет только очень точный сканер. Работать с получившейся поверхностью тоже весьма сложно. Она не готова под инверсию под выращивание. Пришлось серьезно дорабатывать поверхность, чтобы это сделать. Также надо было спроектировать крепление светового элемента внутри. Концепция родилась быстро, за один вечер. Первый прототип сделали за месяц, наверное. Главное — было понимание, что штука хорошая и ее надо делать обязательно. Поле выставки мы получили много откликов, что надо убрать провод у светильника. Теперь работаем над беспроводной версией. На самом деле у проектирования под 3D-принтер есть свои особенности, мы должны их учитывать.
серия электроустановочных изделий Florence
В 2014 году мы участвовали в конкурсе FuoriSalone с лампами Symphony и Lampslamp. Salone — это такой мегаколоссальный дизайнерский движ. Быть частью его невероятно приятно и почетно. Когда участвуешь в Salone Satellite Moscow, никогда не знаешь, кто победит. Я в третий раз участвовала и победила только сейчас. Площадку в Москве я рассматривала для привлечения внимания к проекту, не думая о победе. Поэтому я даже на награждение опоздала:)

В целом, у меня уже много работ. Одна из любимых — серия электроустановочных изделий Florence для компании OneKeyElectro. Они получили две международные награды European Product Design Award и A`Design Award. Линейка называется Florence не случайно. Меня вдохновил на нее собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, автором которого является признанный гений эпохи возрождения Филиппе Брунеллески. Я хотела совместить каноны классической живописи и архитектуры с эргономичным дизайном технических приборов. Искала пропорции и соотношения квадрата и круга, когда поняла, что все это уже великолепно сделано мастерами задолго до нас. Та гармония пропорций, золотое сечение, которые были найдены в эпоху Ренессанса, не потеряли своей актуальности и в наше время. Эти розетки и выключатели доступны к покупке во многих магазинах. Совсем недавно на рынок вышли терморегуляторы из этой серии. Мы продолжаем работу с компанией, проектируем новые интересные продукты. Еще хочу отметить компанию Amovino.

Буквально только что состоялась продажа авторских прав на изготовление ими моих стульев «Абрау». Теперь они будут производить и продавать эти предметы. Также я спроектировала несколько авторских продуктов специально для линейки компании. Скоро все это будет в продаже.

Беседовала Полина Весна
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ