«Идея нашего образования — в том, что с преподавателем у студента максимальный контакт»

АЛЕКСАНДР ЗАЛЬЦМАН
Лидер Факультета дизайна интерьеров и креативный директор студии «Свечение»
— Давай подведем итоги 2017 года на Факультете дизайна интерьеров. Какие изменения произошли, что в процессе?
1
Мы обновили учебную программу, она постепенно будет вводиться. У нее, с одной стороны, появилась более жесткая и четкая структура. Начало каждого семестра основывается на изучении техник и получении практических навыков.
2
Дальше: мы ввели некоторое количество новых предметов, которые дополняют и усиливают знания. Среди базовых предметов теперь даем «Черчение», а еще «Объемно-пространственную композицию» — это достаточно классическая дисциплина. Это все помогает работать с пространством, структурировать его.
3
Еще у нас появился курс «Техники презентации», который учит правильно создавать презентации. К нам часто приходят молодые дизайнеры, которые не умеют хорошо подать информацию. Словами они могут рассказать какую-то логику, а вот упаковать это в презентацию и отправить — обычно никто не умеет делать, чтобы получилось структурированно и стильно. Например, я в рамках своей работы очень много презентаций создаю, особенно когда мне надо познакомить клиента со своим опытом и это надо сделать быстро и качественно. Теперь мы собираемся этому учить.
4
Также у нас появляется важный предмет, который называется «Производство работ». Стандартная проблема молодого дизайнера — он не понимает, что будет с его проектом дальше, во время строительных и отделочных работ. Когда он проектирует что-то, он не учитывает маленькие, но базовые вещи. И вот таким базовым вещам мы и хотим учить на этом курсе. Из студентов прорабов, конечно, делать не будут, но объяснят, как не допускать простых ошибок.
Мы хотим рассказать о том, как управлять творческим процессом: как правильно организовать команду внутри студии, как выстраивать работу проектировщиков-подрядчиков и где их вообще брать
— Еще новый курс по «Арт-дирекшену», с интервью успешных дизайнеров и архитекторов.
— Наш относительно новый, экспериментальный курс «Арт-дирекшен», на котором мы хотим рассказать о том, как управлять творческим процессом: как правильно организовать команду внутри студии, как выстраивать работу проектировщиков-подрядчиков и где их вообще брать, как правильно рассчитать последовательность этапов разработки. А еще — чем структурно отличаются проекты разного направления дизайна — частные и общественные разных типов. На самом деле этот пласт довольно сложно перенести на учебную методику, зато очень интересно спросить у специалистов, как бывает на самом деле, на практике. Поэтому мы этот предмет проводим в формате интервью. Кстати, многие молодые дизайнеры и архитекторы ходят на лекции известных дизайнеров, где черпают для себя что-то нужное и полезное. Вот мы делаем практически то же самое, только собираем всё самое необходимое и получаем в ответ специфические знания, которые приходят к людям с опытом.
— На реальных примерах, конечно, нагляднее.
— Тут главное — задавать правильные вопросы, нужные.
— Уже полгода ты каждую третью среду месяца проводишь встречи с абитуриентами. Какое впечатление от поступающих?
— Могу сказать, что за этот год абитуриенты стали намного активнее и понимают, чего они хотят. На встречи стало приходить больше людей, которые желают учиться по индивидуальной программе; многие из них считают себя дизайнерами и даже часто ими работают, но имеют «белые пятна» в каких-то базовых вещах.
— Какими направлениями они хотят заниматься?
— Они чаще всего работают с заказами от знакомых — квартирами и, реже, небольшими студиями, например салонами красоты. Но вот что точно видно: они хотят добиваться крупных, ответственных проектов. Это большее количество ответственности, но и эффективнее как бизнес. Таким абитуриентам мы составляем индивидуальные программы обучения и предлагаем ДПО.
— А они хотят в будущем строить самостоятельную карьеру или в студии работать?
— Большинство не хотят трудиться в студии; может быть, какое-то время они не против поработать в коллективе, но в основном хотят быть индивидуальными дизайнерами.
У нас наконец-то начала меняться тема лофта, которая планомерно росла с начала десятилетия
— Расскажи, что ты видел в сфере дизайна классного в этом году. Что происходит интересного, на твой взгляд?
— Довольно сложно выделить что-то; если взять все объекты, которые получали премии, то мы не видим никаких новых, космических материалов, ничего глобального не произошло. В этом году я именно в городе вижу много неких трендов. Мне кажется, что у нас наконец-то начала меняться тема лофта, которая планомерно росла с начала десятилетия. Если раньше это были заведения подороже, то сейчас уже и обычные открываются в этом формате.

Так вот, в последнее время все чаще появляются новые эксперименты, необычные подходы к уже известным материалам. Например, объект, который достаточно пошумел в Москве, — бутик-отель Moss и их подход «экобрутализм», чистый и необработанный материал. Эта грубость и естественность сейчас вползает в моду.
Бутик-отель Moss
— Какие планы у Факультета на 2018 год?
— Мы становимся всё лучше и лучше, развиваемся. Мы о себе рассказываем через новый сайт, через нашу классную «Базу знаний», которая показывает глубокий интерес к теме; мы сейчас собрали уже немало любопытного материала.

На Факультете у нас в планах — две новые программы дополнительного профессионального образования вдобавок к трем существующим, мы намерены развивать их. Это в первую очередь «Мастерская уюта». Собираемся сотрудничать с новыми партнерами. Это программа, которая учит оформлять витрины, pop-up-пространства, шоу-румы, кафе, рестораны, отели. Ну и частные интерьеры, конечно. Будем рассказывать, как найти и развить идею, как работать с материалами и со светом, как зонировать пространство, в том числе с помощью освещения, как вести документы по проекту. Программа модульная, в ней четыре ступени: базовая, продолжение, декорирование: ученик, декорирование: мастер. Блоки можно пройти все от начала и до конца или по отдельности.
— А вторая программа?
— Она называется «Организация и декорирование мероприятий». Эта программа создана по модульному принципу и может длиться до двух лет. Один из двух ее разделов — организация мероприятий, в котором множество направлений, и самым главным тут является режиссура мероприятий; еще один блок — разработка сценария мероприятия; и третий большой блок — это декорирование, которое мы очень плотно даем. Декорирование мероприятий также идет как второй большой подраздел. Мы поделимся, как создать концепцию, как все сформулировать и нарисовать, как устроен этот бизнес, расскажем про продюсирование. Это хороший шанс получить быстрое и качественное образование. Мы решили такую историю ввести впервые. И студентам будет проще, они смогут попробовать себя как в одном направлении, так и в смежных.
— Что это за мероприятия?
— Самая стартовая точка — это свадьбы, юбилеи и прочие торжества. Дальше есть большое количество мероприятий, которые проводятся совместно с ресторанами, кафе, а также мероприятия, которые устраиваются в честь каких-то событий, например корпоративы. Еще есть отдельный класс — это торговые центры, театры, которые устраивают какие-то акции. Еще есть фестивали… И очень близка в этом плане выставочная история.
Работы много, и нужны специалисты, которые понимают, как с этим работать, могут правильно все построить и распределить обязанности между специалистами и подрядчиками
— То есть работы на рынке много, работа классная и квалифицированных специалистов не хватает.
— Работы много, и нужны специалисты, которые понимают, как с этим работать, которые могут и правильно все построить, и правильно распределить обязанности между специалистами и подрядчиками: техническими работниками, флористами, фотографами, теми, кто за кейтеринг отвечает.
— Давай развеем мифы про то, что декорирование — это такое образование, которое может быть эффективным только очно?
— Дистанционное образование — это удобно, поскольку в нем происходит более сильное общение с преподавателем, чем в офлайне. Часто ли после лекции студенты подходят к преподавателю? Не очень. Идея нашего образования — в том, что с преподавателем у студента максимальный контакт, как на лучших семинарах. Мы сотрудничаем с максимально опытными и трендовыми людьми, успешными декораторами и преподавателями, у них больше практического опыта, который можно передать студентам.
Здесь тоже можно увидеть тренд: сейчас все чаще собирается удаленная команда проектировщиков, дизайнер общается со своей командой через почту, соцсети, скайп — потому, что так быстрее
— А кстати, можно ли работать дизайнером удаленно?
— Такое довольно часто практикуется у специалистов, но во многом зависит от размера заказа и количества подрядчиков. Дизайнер присутствует на объекте в ключевые моменты, а в основном общается с заказчиком онлайн или по телефону. В целом здесь тоже можно увидеть тренд: во многих проектах различных отраслей дизайна сейчас все чаще собирается удаленная команда проектировщиков, при этом получивший заказ дизайнер общается со своей командой через почту, соцсети, скайп — потому, что так быстрее, и потому, что подобному работодателю проще найти грамотных специалистов, которые делают свою работу в свободное от других заданий время. Или же часто бывает, особенно в выставочной индустрии, что дизайнеры вообще не выезжают на объект и работают удаленно; необходимую информацию же собирают строители по нашему запросу.

Беседовала Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ