ДИЗАЙН интерьеров / 19 октября

Чем занимается дизайнер концептуальных интерьеров и какие навыки ему нужны: интервью с Анастасией Чалой

Пообщались с нашей преподавательницей Анастасией Чалой — о концептуальных интерьерах, упражнениях для развития креативных способностей и неочевидных навыках дизайнеров выставок.
— На курсе вы рассматриваете витрины, выставки, музеи, театры, бутики и шоурумы. Как вы считаете, проектирование таких узкоспециализированных интерьеров доступно дизайнерам жилых пространств? Или это отдельная специализация?
Я всегда говорю о том, что самое главное в нашей профессии — это дизайн-мышление. Если вы как дизайнер умеете ставить задачи и находить решение, то вам в итоге все равно что проектировать — квартиру, дом, магазин или музей. И в истории дизайна много примеров, когда один дизайнер одинаково успешно проектировал и сам дом, и интерьер в нем, и отдельные предметы мебели под этот интерьер (Алвар Аалто, например). То есть совмещал в своей работе вообще разные виды дизайна.
В доме Алвара Аалто. Источник: anothermag.com
С другой стороны, конечно же, каждый вид среды имеет свою специфику. И достигнуть больших успехов можно, если погрузиться в нее и работать преимущественно с одним, более узко определенным направлением.

Мне кажется очень важным, чтобы при обучении дизайну студенты выполняли разные проекты — не только жилые интерьеры, но и общественные пространства, рестораны, магазины, музеи, фестивали. Это помогает, во-первых, понять, какой вид среды ближе и интереснее каждому студенту. Во-вторых, такой подход позволяет формировать не просто ремесленные навыки работы (например, создание однотипных жилых интерьеров), но более объемное понимание процесса дизайн-проектирования. А вместе с этим помогает в будущем использовать эти знания и находить более оригинальные решения в любом проекте.
— Наш преподаватель Илья Насонов рассказывал, что даже отличный дизайнер жилых интерьеров не может, например, спроектировать дизайн отельных комнат, не зная неочевидных вещей — например, то, что в номерах не используются люстры. А какие неочевидные навыки и знания должен иметь дизайнер, работающий с витринами, выставками, музеями, театрами, бутиками и шоурумами?
В каждом примере есть свои нюансы. И витрины, и музеи, и шоурумы имеют свои технические особенности. Они объединены в курсе довольно условно — темой того, что это все общественные пространства, которые раскрывают конкретный образ и сами, через свою среду, рассказывают какую-то историю. Первостепенная задача обучения на курсе — научиться ставить задачи, создавать концепцию и выражать ее через пространство. Делать так, чтобы среда действительно позволяла не только реализовывать конкретную функцию, но и транслировала какое-то состояние, идею.
Нидерландский магазин джинсовой одежды De Rode WInkel. Источник: vevs-interiordesign.nl
Дизайнер, который работает с интерьером музея или долгосрочной выставки, должен уметь разрабатывать сценарий и маршрут экспозиции, понимать психологию восприятия для того, чтобы знать как использовать возможные инструменты для достижения конкретного состояния. Должен знать хотя бы основы графического дизайна и типографики, поскольку текстовые блоки и шрифт являются важной составляющей любой экспозиции.

Один из моих любимых примеров — международный Центр наскальной живописи Lascaux IV в Монтиньяке. Это хороший проект, в котором прекрасно видна связь дизайна с контекстом темы, места и функцией. Сам центр, который напоминает разлом в скале и вход в пещеру, но при этом остается красивым, современным стеклянным фасадом, и интерьеры, которые очень тонко сочетают в себе актуальные минималистичные формы с точной копией стен реальных пещер. Такое соединение несоединяемого — начала истории человечества и технологий XXI века.
Центр наскальной живописи Lascaux IV. Источник: admagazine.ru
Другой проект, который я тоже очень люблю — музейный комплекс «Сталинградская битва» в Волгограде. Привожу его и как пример того, как для передачи нужной атмосферы используются разные инструменты, с каким вниманием там создана каждая деталь. И еще это хороший пример организации маршрута. Как в каждой зоне раскрывается история разных периодов войны и битвы под Сталинградом, какими разными средствами это достигается.
Музейный комплекс «Сталинградская битва». Источник: stalingrad-battle.ru
Из коммерческих интерьеров самые яркие примеры — это, пожалуй, работы Фабио Новембре. У него всегда очень яркий и смелый дизайн и каждый проект — как самостоятельное произведение искусства, а каждый предмет мебели — как инсталляция!
Асимметричный диван
Стол ORG
Кресла HIM & HER
Система скамеек для дома и сада And
Мебель Фабио Новембре. Источник: interior.ru
— Каким должен быть дизайнер концептуальных интерьеров — что самое важное в этой специализации?
Самое важное — трудолюбие, готовность к постоянному поиску и эксперименту. Самое важное и сложное — отказаться от шаблонов. Научиться, во-первых, разрабатывать оригинальную проектную идею, а во-вторых, находить точные средства для её реализации. Наверное, больше всего сложностей во время обучения возникает у студентов как раз на этапе формулирования концепции, проектной идеи. Всегда кажется, что в «хорошем дизайне» должно быть все и сразу, но это совсем не так. Так получается размытая и непонятная идея, которую сложно реализовать. Если грамотно сформулировать идею (а она тоже берется не просто так, а разрабатывается на основе анализа контекста), то и сама идея подтянет за собой средства выражения.
— Вы уделяете много внимания выставочным пространствам. Расскажите, пожалуйста, как работа дизайнера соотносится с работой куратора выставки — работают ли они вместе и кто за что отвечает?
Куратор и дизайнер — две разные профессии. Но в музейном пространстве они много где пересекаются. Если просто, то первостепенная задача дизайнера — создать целостную среду, разработать структуру выставки и своеобразного повествования. Куратор работает с конкретными произведениями искусства и может создать (как часто бывает) повествование из одних произведений в «белом» пространстве выставочного зала или галереи. Дизайнер обычно работает с объектами — витринами, стендами, планами, светом.
Музей будущего в заброшенном порту Рио-де-Жанейро. Источник: strelkamag.com
Для создания простой художественной выставки дизайнер не нужен и всю необходимую работу сделает куратор. Но объектом дизайна может стать сам выставочный зал как среда, в которой будут проходить разные выставки. Дизайнер редко создает экспозицию полностью самостоятельно. Если мы проектируем, например, экспозицию, посвященную истории страны, то нам в команду обязательно нужен историк, который помог бы грамотно разделить пространство на зоны и занимался бы наполнением выставки конкретной информацией. А задача дизайнера — грамотно эту информацию представить.
— Также вы говорите на курсе об инсталляциях — а что это такое, когда речь идет о дизайне интерьеров?
На курсе мы рассматриваем некоторые примеры концептуального искусства и инсталляций, чтобы понять, как может работать связь идеи и формы и как эта тема вообще развивалась и изменялась.

Инсталляция — это пространственная композиция. Если мы помещаем ее в пространство интерьера, то она может приобрести какую-то конкретную функцию. Заменить мебель или какие-то элементы пространства, стать ярким акцентом интерьера. Опять же, в жилых интерьерах мало возможностей для таких приемов. Но в общественных пространствах — другое дело. Можно в качестве примера опять вспомнить знаменитые интерьеры Фабио Новембре — современного итальянского дизайнера. В его проектах шоурумы становятся цельными пространственными композициями, а инсталляции задают тон и образ всего интерьера.
— Как правило, под концептуальными интерьерами понимают не дизайн выставок, а обычные (жилые) пространства, оформленные согласно какой-то идее. Насколько на подобные интерьеры есть спрос?
Концепция — это идея проекта. По-хорошему, если нет концепции, то нет и дизайна. Поиск оригинального, нового решения через абстрактное, через идею и через задачу — это и есть дизайн. Концептуальное пространство — значит, наполненное смыслом, идеей.

В выставочных и общественных пространствах у проектировщиков больше возможностей и инструментов. Эти пространства не настолько утилитарны, как жилые, и поэтому именно в них мы можем позволить себе какие-то фантастичные и свободные формы, смелые решения и эксперименты. Если говорить о проектировании жилых интерьеров, не так часто встречаются заказчики, готовые к экспериментам в собственном доме. Но если решение не слишком смелое, это все равно не значит, что в нем нет идеи.
— А популярны ли общественные концептуальные интерьеры? Какие примеры можете привести?
Мне кажется, что концептуальные интерьеры как раз и выживают в условиях конкуренции. Если есть какая-то хороша идея бренда, которая транслируется и через интерьер, и через политику компании, то такой проект найдет свою аудиторию. Если этой идеи нет, но проект рискует превратиться в один из миллиона однотипных «красивых интерьеров». Скажу так, я не знаю ни одного успешного проекта, в основе которого не лежала бы какая-то концепция (смысл, идея, политика или ценности бренда).
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Источник: archi.ru
Вспомните свое любимое место или кафе в городе, куда вы возвращаетесь чаще всего. Подумайте, почему вы туда возвращаетесь? Скорее всего, потому что вам близки те ценности и идеи, которые это заведение транслирует.
— Ну и напоследок, посоветуйте, пожалуйста, как развивать насмотренность и креативность, чтобы разрабатывать концепции интерьеров — не просто согласованных по стилю, а несущих определенную идею?
Смотреть больше хороших примеров — лучше реальные проекты, портфолио реальных проектировщиков и студий. Обязательно не просто смотреть, а читать об этих проектах. Какие стояли задачи? Почему это сделано именно так? Какая была идея? Не всегда об этом пишут в статьях, но очень часто можно догадаться, какая была идея, если знать тему проекта.

Своим студентам я еще рекомендую не просто смотреть, а зарисовывать интерьеры. Это очень хорошее упражнение, которое помогает не просто смотреть, но и более глубоко анализировать каждую деталь, замечать пропорции объектов и композиционные приемы.

Ну и практика, конечно. Без практики в нашей профессии совсем никуда!

На курсе у нас есть упражнения в которых нужно создавать клаузуры — формальные композиции на раскрытие образа. По заданию мы брали готовый интерьер, но пытались обобщить, выразить этот образ в формальной композиции. В проектировании же обычно наоборот — сначала мы ищем образ, а его переводим в реальные формы. Можно устроить челлендж и каждый день рисовать клаузуру на какой-то образ. Настроение. Песню, которая первая заиграет в плейлисте. Атмосферу кафе, в котором вы обедаете. Что угодно. Выражать свои чувства и ассоциации через композицию, форму, фактуру и цвет. Поначалу это кажется трудным, но потом оказывается очень интересным! И это помогает научиться четче формулировать свои мысли и создавать разные по характеру и содержанию художественные решения.
Предмет «Дизайн концептуальных интерьеров» входит в программы высшего образования и ДПО «Дизайн интерьеров», а также в годовую программу по декорированию. Если хотите записаться на консультацию, заполните форму ниже — специалист приемной комиссии перезвонит и расскажет подробности.

Получить консультацию

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение sms-, email-сообщений и сообщений в мессенджерах от Среды обучения
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ