дизайн помещений

Проектирование жилых и коммерческих интерьеров

Ольга Митник, дизайнер, преподаватель курса «Проектирование общественных интерьеров».
Что такое проектирование интерьера? Чем проект однокомнатной квартиры отличается от интерьера кафе или салона красоты? Как происходит работа с заказчиком? С чего начинается дизайн-концепция? Объясняет преподаватель Факультета дизайна интерьеров Ольга Митник.
— В чем отличие жилых интерьеров от коммерческих?
— Вроде бы и то интерьер, и это интерьер, но проектирование жилого пространства и коммерческого (от ресторана до магазина) отличается принципиально всем.

► Жилые интерьеры — это для души и для жизни, а коммерческие — для бизнеса. В жилых интерьерах вы и заказчик можете реализовывать свои творческие фантазии, какие-то идеи, авторские штуки, которые подходят вашему заказчику и вам. В жилых интерьерах вы больше ориентированы на интересы, образ жизни и мысли заказчика, поэтому важен личностный подход.

► Другое дело коммерческие интерьеры: здесь вам не дадут в таком объеме реализовывать свой полет фантазии. Допустим, вы получаете заказ — спроектировать ресторан. Коммерческий интерьер — это элемент бизнеса, с огромным количеством нюансов. Так что дизайнер, конечно же, не станет думать: «О, круто, здесь большой бюджет, а у меня всегда была крутая идея, сейчас такого напридумываю, все ахнут!» Стилистика вашего интерьера будет неразрывно связана с маркетингом, со стратегией развития бизнеса. И нужно четко понимать, что дизайнер интерьера — один из элементов в системе этого бизнеса. Интерьер, который вы нафантазировали для ресторана, может быть очень красивым, стильным, современным, но если он идет вразрез с позиционированием бизнеса, проекту не бывать. Или на этапе дизайн-концепции заказчик, например, поймет, что у него закончились деньги, и все так и останется на бумаге. Или этот бизнес откроется и быстро закроется, потому что в самом бизнесе что-то пошло не так.
— Как происходит подготовка к проектированию?
► Сначала нужно четко понять, какой объект вы проектируете, какая у него задача и какого результата вы хотите добиться. Отсюда появится понимание, что вы будете делать.

► Теперь вы собираете информацию об объекте проектирования. У жилого и коммерческого интерьера принципиально разные технические задания.
  • проектирование интерьера
    Если это жилой интерьер, вы составляете соответствующий опросный лист — документ с рядом вопросов, которые задаете заказчику, чтобы выяснить его потребности: сколько комнат, какое у них функциональное назначение, какую мебель хочет клиент, какие у него пожелания по цвету, стилю, освещению. Можно найти в интернете базовый шаблон и подумать, какие вопросы вы бы хотели добавить от себя, чтобы качественно выяснить потребности и ожидания заказчика. Со временем у вас появится собственный уникальный шаблон. Как показывает опыт, в 90% случаев заказчик сам не знает, чего хочет.
  • учеба на дизайнера интерьера
    Если же вы готовитесь проектировать коммерческий интерьер, то для каждого типа помещения опросник будет отличаться. И даже подход к составлению этого опросного листа, к исследованию и составлению технического задания будет разный у кафе и, например, у парикмахерской.

    Допустим, это ресторан или кафе — тогда нужно четко понимать концепцию бизнеса и провести исследования: кто целевая аудитория, сколько времени в нем проводит посетитель и при каких обстоятельствах, какая идеология у бренда. Если проект серьезный, эти данные могут сообщить маркетологи. Можно нанять маркетологов и в качестве дизайнера участвовать в этом процессе.
  • дистанционное обучение
    У магазина цель совсем другая — продать тот или иной товар. Нужно понимать, что за товар он продает и кому, какая концепция у магазина, какая стратегия, как максимально эффективно и выгодно преподнести его аудитории этот товар. Магазины бывают разными. Например, в ювелирном магазине может стоять витрина с одним кольцом — эпицентр всего магазина, потому что это последняя модель от Cartier. И другой пример — магазин симпатичных блокнотов и других милых штучек, этакий демократичный развал для молодежной аудитории. В магазине интерьер будет влиять на то, как у бизнеса будут идти дела: уйдут ли покупатели довольными, с большим количеством покупок, или растеряются.
  • интерьер дизайн
    Если это офис, то опросник составляется из желаемых параметров по эргономике, по составу коллектива и специфике работы сотрудников и по типу необходимых помещений. Будет проанализирована работа фирмы: как компания живет, как взаимодействуют ее сотрудники. Это может делать и сам дизайнер, и сторонняя организация. От того, как вы спроектируете пространство этой компании, будет зависеть, например, насколько эффективно сотрудники будут работать в этом офисе, КПД самой компании и, следовательно, ее прибыль. Правильное планировочное решение дизайнера может сэкономить компании до 40% арендуемой площади. Это, конечно, вопрос о том, сколько столов и стульев поставить, а о том, как этот бизнес будет работать. Дизайнер интерьера становится неотъемлемым участником бизнес-процесса.
Первое, что я спрашиваю у заказчика: «Какая концепция у заведения?» Дизайнер должен сразу понимать объем работы.
— В чем особенности технологического задания для жилого и коммерческого пространства?
— Подход к планировочному решению у жилых и коммерческих интерьеров снова отличается. У жилых пространств он завязан на эргономику, на удобство, на функциональность комнат.

Зачастую дизайнеру приходится работать с помещениями среднего и даже компактного размера. Обычно у заказчика есть трехкомнатная квартира, и он в нее пытается втиснуть целый самолет: чтобы и библиотека была, и кабинет, и детская, и спальня, и еще какая-нибудь игровая, зона для просмотра кино, гардероб — даже не шкаф, а отдельная комната. В итоге приходится чем-то жертвовать и находить правильный баланс между приоритетными потребностями заказчика, его хотелками, мечтаниями и реальными нуждами. Далее, для каждой комнаты есть свои нюансы проектирования: для кухни, ванной, спальни и, естественно, для гардеробных.

В коммерческих интерьерах, естественно, тоже есть эргономика, которую необходимо учесть, но большую сложность представляет специфическое оборудование, без которого коммерческое помещение функционировать не может.

► Например, если мы проектируем салон красоты, то технологическое задание будет связано с оборудованием. Для косметологических процедур нам придется иметь дело с медицинским лицензированием оборудования.

► В ресторане нужно продумать технические помещения кухни. Рестораны бывают разные. В кафе один цикл приготовления пищи, в ресторане — совсем другой.

Опытный дизайнер, особенно если он специализируется на определенном типе объектов, может сам справиться с технологическим заданием. Но часто дизайнеры обращаются к услугам сторонних компаний, потому что нюансов действительно очень много, и от продуманности технологического задания напрямую зависит планировочное решение дизайнера. Ошибка может оказаться слишком дорогостоящей.

Соответственно, существует множество справочной литературы для каждого типа объектов. Назову одну из самых популярных книг по эргономике — «Строительное проектирование» Эрнста Нойферта. Это классическое издание для общего ознакомления с основами проектирования зданий и интерьеров. Книга, конечно, не охватывает всех аспектов, но в качестве отправной точки для будущего дизайнера это очень важное и полезное чтиво.
— Отличается ли работа с заказчиком?
— Как я говорила ранее, когда вы работаете с жилыми интерьерами, нужно очень хорошо чувствовать заказчика и быть с ним на одной волне, потому что вы создаете личное пространство, в котором человек будет жить. И то, как вы будете работать с ним и взаимодействовать, в прямом и переносном смысле будет влиять на него потом: будет ли ему комфортно приходить в этот дом, насколько комфортно ему будет в нем жить, какое у него будет настроение и так далее.

Важно, чтобы ваши вкусовые предпочтения хоть немного совпадали, потому что, если вы, например, не любите проектировать классические интерьеры и к вам пришел поклонник классики, по мне, так лучше сразу отказаться от такого проекта и не мучить друг друга — очень вероятно, ничего хорошего из этого сотрудничества не получится.

В жилом интерьере заказчик более трепетно относится к согласованию и, соответственно, всей работе над интерьером. Особенно это касается людей, которые впервые обращаются к дизайнеру. Когда они понимают, что это решение надолго, чуть ли не на всю жизнь, они хотят получить идеальный интерьер, поэтому будут согласовывать долго, скрупулезно и иногда очень дотошно. По этой же причине у вас как дизайнера, может быть, получится реализовать не все ваши задумки: вы должны в первую очередь думать о заказчике и его потребностях, а не о своих желаниях самовыразиться или сделать идеальную стилизацию.

► В этом плане с коммерческими интерьерами все гораздо проще. Это довольно быстрые проекты, они должны быть в тренде, потому что срок жизни коммерческого интерьера довольно мал. В среднем коммерческий интерьер живет от трех до пяти лет, максимум семь. Неважно, про что мы говорим: про офисы, салоны красоты, рестораны или магазины. Потом это заведение либо закрывается и происходит ребрендинг, либо интерьер физически «устает», и его нужно видоизменять, как-то обновлять.

Наконец, функция коммерческого интерьера — привлекать внимание, завлекать клиента. Поэтому заказчики охотнее готовы экспериментировать и идут на принятие более экстравагантных решений или инновационных, самых популярных и трендовых стилистик. И мне как дизайнеру это всегда приятно: если вы понимаете вектор, чувствуете бренд, тогда в коммерческом интерьере можно реализовать совершенно классные штуки на гребне дизайнерской волны.
— Сколько времени занимает реализация проекта?
► И снова кардинальное различие. Коммерческие интерьеры по срокам очень четкие. Есть такое понятие — арендные каникулы, от одного до трех месяцев, когда арендодатель не взимает арендную плату с арендатора, который специально дается на реализацию ремонта. За это время нужно успеть спроектировать, утвердить, построить и въехать.

Каждый день в коммерческих интерьерах — это деньги, поэтому зачастую время на проектирование очень сильно сжато или вообще отсутствует, и проектирование идет параллельно со стройкой. Нужно понимать, что это работа со смежными специалистами: инженерами, технологами, конструкторами, строителями, что дизайнер с архитектором — часть большой команды, ведь крупный объект, например, в десять тысяч квадратных метров просто физически не может реализовать один человек. На коммерческих проектах отдача и ответственность дизайнера совершенно иные.

► Что касается жилого интерьера, дизайнер с опытом работы может самостоятельно реализовать его от и до. Естественно, он может делегировать часть своих обязанностей, например визуализацию, чертежи и т.д. Но дизайнер принципиально в состоянии пройти все стадии — от первой встречи с заказчиком до перерезания ленточки и заселения — полностью самостоятельно.
— Как создать дизайн-концепцию?
— Все начинается с создания коллажей и подбора цветовых палитр. Далее переходим к созданию подборок материалов, элементов, тематических картин, примеров, которые отражают конкретное помещение. Получаются коллажи с конкретной планировкой и конкретными предметами. Совместно с коллажами и подборкой материалов идут чертежи, они завершают этап создания дизайн-концепции.

Иногда заказчики отказываются от визуализаций, чтобы сэкономить на проектировании. Чтобы представить будущий интерьер, им хватает коллажей и детального описания.
— Какие программы нужны дизайнеру интерьеров?
— Я делаю коллажи в Adobe Photoshop и InDesign, а чертежи — в AutoCAD. Это мои самые часто используемые инструменты.
квартира дизайн проект
программа для дизайна интерьера
Дизайн помещений
Интерьер кафе
Интерьер салона красоты
второе высшее дизайн интерьера
интерьер кафе фото
бар интерьер
ресторан дизайнер
ресторан интерьер
дизайн кафе
ресторан дизайн
— Где искать вдохновение?
— Сегодня существует огромное количество дизайнерских порталов, где представлены разнообразные палитры, красивые картинки с совершенно невероятными, «вкусными» сочетаниями цветов, текстур, фактур. Все это можно использовать в своих коллажах, презентациях и мудбордах. Вы прекрасно можете находить там просто тонны информации для вдохновения.
► Во-первых, всем известный Pinterest — с тех пор как появился, для меня и многих дизайнеров он стал главным инструментом подбора коллекций для работы. Один нюанс: библиотека подборок на английском здесь гораздо обширнее.
дизайн интерьер ресторан
проект кафе
мебель кафе купить
стол кафе
интерьер стиль
красота дизайн
интерьер офиса
дизайн интерьера офиса
программа обучения дизайн интерьера
факультет дизайн интерьера
обучение на дизайнера интерьера в москве
обучение дизайн интерьеров онлайн
дизайн интерьера обучение москва высшее образование
обучение дизайну интерьеров
обучение дизайнеров интерьера
дизайн интерьера дистанционное обучение высшее образование
образование дизайнер интерьера
образование дизайнера интерьера
научиться дизайну интерьера
дизайн интерьера высшее образование спб
обучение дизайн интерьера квартир
дизайн интерьера высшее образование москва
второе образование дизайн интерьера
обучение дизайну интерьеров в москве
образование дизайн интерьера москва
обучение дизайн интерьера с трудоустройством
дизайн проектирование
интерьер дизайн
комната проектирование
интерьер проект
проектирование квартира
квартира интерьер дизайн
архитектурный проектирование
строительный проектирование
кухня проектирование
интерьер дизайн проект
проектирование здание
Примеры жилых и коммерческих интерьеров на Pinterest для вдохновения по тегам #flat #cafe #shop #office
► Во-вторых, Instagram, в котором сейчас очень много каналов с информацией и визуальным рядом. Там много историй про интерьеры, про декорирование, про do-it-yourself (сделай сам).
интерьер дизайн спб
архитектурный дизайн интерьер
► В-третьих, специальные блоги и тематические порталы. Даже не знаю, какой перечень блогов указать, потому что их огромное количество на любую тематику, и я каждую неделю нахожу какие-то новые интересные каналы из Австралии, Канады и так далее. Как это происходит? Когда в Pinterest вы находите классную картинку, вы смотрите ее источник и попадаете на чей-то блог. Зачастую оказывается, что там одна интересная статья, а остальное — ерунда, но случаются и настоящие открытия.

► В-четвертых, профильные сайты о дизайне.
Например, Office Snapshots, посвященный офисным проектам. Дизайнеры и компании, которым спроектировали офис, выкладывают туда фотографии своих интерьеров, в результате чего получилась огромная библиотека корпоративных интерьеров со всего мира с возможностью искать проекты по местоположению, по площади и так далее. Там много в том числе офисов из Москвы и Петербурга. Поэтому не ленитесь, подписывайтесь, находите интересные вещи и следите за тем, что делают другие.

Конечно, путешествия или блоги и каналы про путешествия. Виды других пейзажей, культур, эпох, архитектуры очень помогают, когда вы проектируете стилизованные интерьеры.

Настраивайте свой взгляд, учитесь видеть интересные вещи вокруг себя. Можно выполнить небольшое тестовое задание: просто выйти на улицу, погулять и посмотреть вокруг, что цепляет глаз. Это может быть какая-то интересная текстура, например текстура ржавого забора, которая может вас натолкнуть на использование декоративной панели в стиле лофт для какого-то интерьера. Я сама проводила такой эксперимент. Ставила себе цель: найти 20 классных текстур. Я шла по городу и фотографировала текстуры, которые мне нравятся: трещины на асфальте, которые образуют витиеватый узор, крышка люка, обшарпанный дом, кора дерева, листья упали и лежат в необычной композиции. Это хороший способ тренировать взгляд и переключаться, если чувствуете, что вы в «творческом тупике». Все увиденное можно затем трансформировать для своей работы.
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ