});

«Российским производителям начали доверять»

ИНТЕРВЬЮ С ТАТЬЯНОЙ ВЕРЕВКИНОЙ
«Сделано в России» — это бренд, который ждет большое будущее и который уже успел себя показать в выразительных работах промышленных дизайнеров на внутреннем и международном рынке. По крайней мере, в последние три года к созданию качественных изделий и их продвижению внутри страны и за ее пределами имеет непосредственное отношение Клуб Промышленных Дизайнеров. Как гласит официальная информация о Клубе, это союз единомышленников, развивающих серийное производство предметов дизайна и работающих над созданием в России конкурентоспособной индустрии. Мы попросили Татьяну Веревкину, куратора Клуба, рассказать об истории возникновения этого творческо-промышленного объединения, его миссии и успехах — как общих, так и отдельных участников. Если вы пока мало знаете о российских производителях качественной мебели и аксессуаров, сейчас — самое время.
Клуб Промышленных Дизайнеров
— Вы начинали с объединения пяти дизайн-студий. Те первые «киты» до сих пор в Клубе? На чем специализируется каждая из студий?
— Да, клуб начал свое существование в 2014 году со встречи пяти компаний. На данный момент из этих компаний с первой встречи в Клубе осталась только одна — Archpole. Компании PLY и PLAYPLY вступили в клуб тоже в 2014-м, но немного позже, они сейчас также в составе клуба. Эти компании продолжают заниматься изготовлением серийной мебели.
— Как изменилась ваша общая медийная и деловая судьба с тех пор? Поделитесь успехами студий и Клуба.
— Когда клуб начинал свою деятельность, в планах было проведение хотя бы четырех мероприятий в год. Сейчас мы проводим около 12 мероприятий, форматы у всех событий очень разные: это и лекции, и выставки, и форумы, и мастер-классы, и открытые встречи на производствах, и многое другое.

Если говорить о каждом участнике отдельно, то изменений у каждого произошло очень много. Так, кто-то, вступив в клуб с одним предметом в 2014-м, на сегодняшний момент имеет линейку из пятидесяти предметов, кто-то расширил производство, кто-то открыл шоу-рум, кто-то экспортирует свои изделия за рубеж. Можно очень долго перечислять успехи всех — они есть, и они очень значимые. Клубу скоро четыре года, и за эти четыре года каждая из компаний добилась многого.
— Я посчитала, что сегодня в Клубе двадцать пять участников. Расскажите немного о последних вступивших. На какие проекты нам стоит обратить внимание?
— На сегодняшний день (20.11.2017) в клубе двадцать девять компаний. Скорее всего, в начале следующего года нас будет около тридцати пяти. Из последних к нам присоединились 3 компании: SAGAT из Москвы, Chevron из Краснодара и Олеся Симчук из Ярославля.

Не хочется кого-то выделять, да и это невозможно сделать, так как все очень разные. Предлагаю обратить внимание на все двадцать девять участников. Компании так подобрались, что они абсолютно разные. У каждой точно можно взять по одному-два предмета и сделать впечатляющую зону. И есть несколько компаний, которые специализируются на предметах для детских.
— Что студиям дает объединение в содружество Клуба?
— Во-первых, дает среду, в которой люди, увлеченные одним делом, общаются и делятся опытом, знаниями и т. д. Во-вторых, дает возможность участвовать в десяти-двенадцати мероприятиях в год, где можно рассказать о себе и показать свои изделия. В-третьих, дает информационную поддержку: информация об участнике появляется в наших соцсетях и на сайте. В-четвертых, каждый новый участник должен презентовать себя перед другими членами клуба, поэтому новичок учится говорить, выступать на публику и отвечать на вопросы.
— Какие задачи уже удалось решить за это время, и какие вершины намечены, но пока не взяты?
— Вот наши цели и задачи: продвижение, поддержка и развитие промышленного дизайн-сообщества в России; объединение промышленных дизайнеров России и стран постсоветского пространства; обмен опытом и информационными ресурсами; формирование нового неповторимого русского стиля; создание конкурентоспособной индустрии в России; развитие промышленности в России и создание новых рабочих мест; сбор и анализ информации, касающейся достижений дизайна в России и за рубежом; продвижение в среде потребителей бренда «Сделано в России»; создание конкурентоспособной отрасли на внутреннем рынке; экспорт предметов отечественного промышленного дизайна в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Как я и упоминала ранее, экспорт не налажен, остальные задачи шаг за шагом решаем — это большая планомерная работа. Но российским производителям начали доверять. Бренд «Сделано в России» уже не кажется плохим и некачественным, а наоборот — интересным и не уступающим брендам других стран. Работы все равно еще много.
— Как к вам приходят новые производители? Вы приглашаете интересных участников? Или они приходят сами, и, если так, вы как-то оцениваете их работы?
— О нас узнают на мероприятиях, из журналов, кто-то рассказывает о нас другим. Участники Клуба приглашают своих знакомых, и все приходят сами. У нас есть отбор участников, решение принимает совет Клуба. Примерно из четырех поданных заявок на встречу мы приглашаем одну компанию.

При отборе мы придерживаемся следующих параметров:
предмет должен изготавливаться в России
дизайнер, придумавший предмет, должен быть из России
дизайн должен быть современным
предмет не должен являться копией, репликой, переосмыслением
предмет должен выпускаться серийно
предмет не должен являться арт-объектом либо hand-made-изделием
— Лет десять-пятнадцать назад все сетовали: «Россия ничего не производит», — но и упорно игнорировали местное — не то как «ничего не умеем, все старое позабыли», не то как продолжение «советского»: неудобно, недолговечно, некрасиво. Сейчас российские ребята говорят по-английски, высылают работы на конкурсы, берут европейские первые призы, продают изделия за рубеж, то есть делают качественные, конкурентоспособные продукты. А как они себя чувствуют здесь? Есть ли интерес российского потребителя к местному производству?
— Интерес громадный! Не хочется хвастаться, но так сами люди говорят, что на выставки, форумы, лекции и т. д. многие приходят посмотреть на нас и что мы являемся украшением площадок. Опять же, скажу, это нам говорят посетители. Очень приятно слышать, когда люди упоминают, что они специально ехали ради нас на то или иное событие.
— В России наши изделия покупают с каким восприятием: это «диковинка» или уже сложившаяся в новейшее время история про российское качество?
— Еще три года назад дизайнерские предметы российского производства были «диковинкой». Сейчас ситуация изменилась, и достаточно кардинально: кризис 2014 года сыграл на руку российским производителям, так дизайн и качество вышли для них на первый план, их заметили и приняли.
— А как западные заказчики воспринимают российский дизайн? Это уже бренд или пока еще нет?
— Интересуются и понемногу заказывают, но еще очень плохо налажен экспорт, и поэтому процесс доставки тормозится. Думаю, российский дизайн для западных заказчиков — это что-то новое, интересное, но не до конца еще нам верят, к нам еще присматриваются.
— Вы наверняка повидали много мастеров. Кто приходит в промдизайн? Это выпускники наших главных профильных вузов, переквалифицировавшиеся интерьерные дизайнеры, декораторы или мастера по зову души, по призванию — те, кто приходит из совсем далеких сфер?
— Да, повидали многих, это правда. Приходят абсолютно разные люди: кто-то — продюсер телепередач, кто-то — архитектор, кто-то — психолог, и один из тридцати по профессии — промышленный дизайнер. В этом году ситуация начала немного меняться, промдизайнеров стало еще на один больше. Но и качество образования сейчас заметно выросло, поэтому наши ряды сейчас пополняются студентами Строгановки. Думаем, скоро у нас будет много профессиональных промдизайнеров.
— Вы — только что с выставки Interioroom в Самаре. Расскажите, какие проекты на выставке курировали вы сами и что интересного видели у местных творческих мастерских? Что происходит в дизайнерском сообществе Поволжья?
— У нас был стенд Клуба, и мы читали лекции на разные темы: про материалы, про детское пространство, про старинные технологии и т. д. Тематика выставки была «Италия и Россия», было очень много отделочных материалов итальянских и один-два стенда с предметами из дерева и эпоксидной смолы. Мы знаем, что в Самаре есть достойные дизайнеры, мы встречались с ними на другой площадке.

Мы читали еще лекции на площадке Black box_expo, где самарские дизайнеры выставляли свои предметы. Сейчас их было около пяти-десяти человек. Организаторы обещали повторить выставку в начале следующего года; возможно, в будущем их количество увеличится.
Лекции в BlackBox_expo в дни проведения выставки Interioroom в Самаре
— Студенты Среды обучения живут в самых разных городах России, и многие думают, что за пределами Москвы ничего стоящего не происходит. Если вы часто бываете на региональных смотрах и выставках, пожалуйста, порекомендуйте нам важные точки на карте российского дизайна.
— Мы уже много где побывали, и, признаюсь вам честно, в каждом городе встречались с двумя-пятью компаниями либо дизайнерами, которые что-то делают в своих регионах. Просто очень многие делают это очень тихо. Казань, Краснодар, Челябинск, Санкт-Петербург, Самара, Волгоград, Красноярск, Ярославль — везде есть такие люди. Их немного, но они есть.

Беседовала Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ