});

«Любая девочка–флорист — суперспециалист широкого профиля, которая знает все про металлоконструкции и как все уместить в маленький багажник»

ИРИНА ЛОГИНОВА
Декоратор и культуролог Ира Логинова рассказывает о том, как перезапустила карьеру, об особенности работы флориста с капризными материалами, о силе духа и находчивости, которые сопровождают каждый оформительский проект.
— Ты дипломированный культуролог.
— Да, который работал в современном искусстве, в Государственном центре современного искусства очень долго, а потом очень долго — с туристическими тематическими турами. И я устала это делать. И решила пойти работать, буквально не умея ничего делать с флористикой, вообще общаться с цветами. У меня не было художественного образования, но руки всю жизнь росли из нужного места, я умела шить, мастерить, и еще хорошо работала соображалка.

Мне подруга скинула вакансию в ЖЖ, что Flowerslovers ищут флориста на 14 февраля и на 8 марта, потому что уезжали всем составом в Израиль оформлять свадьбу. Я пришла на собеседование, сказала честно, что я никогда в жизни ничего не делала с цветами, никогда их в руках не держала, но хочу попробовать и есть у меня уверенность в этом. И в разговоре мы просто понравились друг другу с девчонками. Они много кого тогда протестировали, прособеседовали. Потом они рассказывали, что были и профессионалы, и кто закончил школу «Детали», и с опытом. Но мы просто эмоционально сошлись, и они меня взяли. Один день я потренировалась делать букеты. Я просто плакала, потому что на тот момент были в моде букеты ровненькие, по спирали и ровненьким кружочком надо было собрать. Сейчас уже в модне все такие развесистые, легкие. А тогда были плотные, и надо было сделать букет ровным. И целый день я бедные, несчастные цветы мучила тем, что собирала этот букет со слезами на глазах. Вечером я ушла домой, думаю, ну все, девчонки скажут «до свидания». На следующий день пришла, стало лучше получаться с букетами, и вскоре девчонки улетели. Я поехала одна на закупку цветов и нормально осилила и 14 февраля, и потом 8 марта. То есть это все пришло реально только с опытом. Просто берешь руками, делаешь, и либо получается, либо нет.
Все пришло с опытом, просто берешь руками, делаешь, и либо получается, либо нет
— Тут наверно нужна насмотренность? Это было в тебе, или пришлось ее подкачивать?
— Так как я всю жизнь училась истории искусств, то у меня насмотренность как раз была, по классическому искусству и по XX веку. Я вообще визуал. Читать и слушать бесполезно, мне нужно посмотреть картинку. По цветам, конечно, ее на тот момент еще не было. Немного нескромно, наверное. Но есть какое-то врожденное чувство стиля или чувство меры в этом стиле, вот так я бы это назвала, и оно помогло. И благодаря этому мы потом смещали векторы развития букетов. То есть сначала, когда я пришла, были в моде большие, ровные, круглые, как пирожки, плотные букеты, потом мы начали вводить что-то новенькое, делать более раскидистыми, более свежими, подбирать разные цветы, в общем, пробовать экспериментировать и немножко менять вкус заказчика, взращивать его, в хорошем смысле. Потому что, когда мы это начинали 7 или 8 лет назад, таких красивых букетов в нашем сегодняшнем понимании просто не было.
— А продвижением вы занимались в тот момент?
— Специальным продвижением не занимались, это были друзья, друзья друзей, фолловеры в соцсетях. Мы нарастили пул своих заказчиков, благодаря классной оперативной работе. Сарафанным радио разлеталось быстрее любого другого маркетингового хода.

Поначалу мы ездили за цветами на каждый букет отдельно, выбирали цветы, тратили полдня на это. Было сложно, и по времени иногда не успевали. Бывало, кто-то один из нас сидит за рулем, а второй на заднем сидении делает букет, чтобы успеть доставить, потому что не было еще курьеров.

Потом, когда заказы пошли уже посерьезнее, их стало больше в день, то, конечно, такой роскоши — поехать на базу посреди дня — уже не было. До этого держались за повторение букета, так, чтобы максимально удовлетворить клиента: ездили для одного букета на одну базу, там не было определенного цветочка, и мы гнали через всю Москву на другую базу, чтобы этот определенный цветочек купить. Потом стали чуть проще к этому относиться и обещать не точное совпадение букетов. Мы передаем настроение этого букета, цветовую гамму, но оставляем за собой право замены цветов на другие при условии, что они будут свежее, красивее.
Бывало, один из нас сидит за рулем, а второй на заднем сидении делает букет, чтобы успеть доставить, потому что не было еще курьеров
— Что было дальше?
— Дальше стали приходить заказы не просто на букеты, а частные заказы на оформление, и тут уже приходилось включать смелость и пробовать не только флористику, но и другие вещи, делать фотозону, например. Тут уже возникали какие-то конструкции, в которых тоже нужно было уметь разбираться. Помогали и мужья девчонок, но в целом мы были сами в теме, как что сколотить, как что собрать, чтобы крепко держалось. И потом мы занимались продвижением этих свадеб. Не было специального маркетингового пиар-хода. Опять же, все через сарафанное радио. На тот момент Инстаграм был как раз на волне, первая соцсеть с картинками, а это абсолютно про флористику, тут никакие слова не нужны, просто показать, как это выглядит. И со свадьбами пришел просто колоссальный поток заказов, так что через пару лет мы делали по две крупные свадьбы в один день. Команды не успевали.
— Вы полностью придумывали стиль или заказчики хотели что-то конкретное?
— К сожалению, это у нас только так и работает. Клиент всегда прав, даже в таких вещах. Мы всегда спрашивали у клиентов, что они хотят. И со свадьбами обязательно: что вас связывает, есть ли у вас особенна история любви, может быть, вам предложение сделали на воздушном шаре, и нужно обыграть эту тему. Я однажды была на стажировке в американском свадебном агентстве. У них, например, другая система работы. Они на сезон делают подборку стилей, вариантов, и ты приходишь к ним, и они тебя не спрашивают, что вы хотите. Они говорят: «Мы можем сделать в этом сезоне эти пять вариантов». И ты доверяешься профессионалу, говоришь: «Мне такой». И там совершенно особо никого не волнует в среднем сегменте, что именно ты хочешь. Ты доверяешься профессионалу и просто можешь выбрать: вот эти делают более садовые варианты, эти делают какие-то сумасшедшие варианты. На самом деле, сейчас среди декораторов в Москве тоже есть такое деление. Заказчики знают, что, например, Feerique Events делают какие-то сумасшедшие свадьбы, Flowerslovers, DecorateYourLife делают акценты на цветах. И хотя занимают по чуть-чуть свои ниши, все равно прислушиваются. У нас невозможно клиенту что-то сразу предложить. Мы обязаны всегда выслушать и попробовать подобрать что-то индивидуальное, вне зависимости от стоимости проекта. Это специфика нашего менталитета в целом, и рынок под это подстроился.
Я была на стажировке в американском свадебном агентстве, у них другая система работы.
— На рынке большая конкуренция?
— Сейчас да, потому что практически каждая вторая невеста хочет стать либо организатором свадеб, либо декоратором, потому что ей кажется, что это такая сказочная и красивая история. И надо сказать, много кто становится. Сейчас есть несколько свадебных агентств, в которых работают девчонки, которым мы делали свадьбу пять лет назад.
— Расскажи про сложности? Все-таки, наверное, невозможно каждому, кто был на красивой свадьбе, потом сразу собственноручно сделать свою.
— Думаю, что очень много тех, кто пробует что-то делать, а потом понимает, что это тяжело, потому что это только кажется, что флористы — это «фейная», волшебная работа в красоте. Это ужасно тяжелый физический труд, потому что цветы — это тяжело, это умирает, в зависимости от погодных условий, их очень мало в Москве, их нужно заранее заказывать, знать, как с ними работать. И там, где цветы, там вода. Это реально очень тяжело. Нужно всегда делать на это ставку, 30% дополнительно брать, потому что живой материал в любой момент может «сказать»: все, я умер. И так как это все-таки клиентский сервис и чувство вкуса у всех разное, то даже если мы смотрим на одну картинку, мы ее можем фактически представлять иначе, поэтому здесь очень вероятен негативный отклик, и процент его достаточно велик. Сначала мы боролись за каждого клиента и, если им что-то не нравилось, делали подарок, собрали букеты или делали какие-то бонусы, скидки. Но потом поняли, что если не нравится, то угождать каждому сумасшедшему просто невозможно. Нужно держать в голове, что да, есть какой-то процент людей, которые неадекватно на все реагируют.

Поэтому в плане клиентского общения тоже достаточно сложно смириться с тем, что ты работаешь в сфере обслуживания. Нужно «облизать» клиента в хорошем смысле. Когда компания занимает свою нишу, уже по нише понятно ее позиционирование, и, соответственно, определенного склада характера клиенты приходят за оформлениями. То есть не придет какая-то взбалмошная, сумасшедшая женщина заказывать свадьбу во Flowerslovers, видя, в каком стиле они работают, или, наоборот, какая-то нежная классическая невеста не придет в Feerique Events, потому что очевидно, эти люди не сойдутся друг с другом.

Из тяжестей еще круглосуточный режим работы, потому что нельзя заготовить декорирование живыми цветами сильно заранее. Все композиции собираются максимум накануне. Очень часто все арки собираются утром в день мероприятия. Соответственно, если гости приходят часам к трем, у вас уже площадка должна быть готова к часу дня, и одна арка может занимать от четырех до восьми часов. Поэтому флористы начинают работать в ночь. Есть два варианта: либо флористы готовят у себя в мастерской какие-то композиции, потом привозят, либо привозят на место цветы в ночь и там уже собирают. Нужно быть готовым к ночным сменам.
Только кажется, что флорист — это «фейная», волшебная работа в красоте. Это ужасно тяжелый физический труд
— Сначала вы все делали сами. Когда начали нанимать помощников?
— Кажется, девчонки-флористы вчетвером до сих пор и работают. Но дополнительно на мероприятия берутся люди, которые помогают. Есть шеф-флорист, есть флористы, которые занимаются композициями, букетами, и есть какие-то помощники, которые берут на себя административное обеспечение всего процесса и какие-то мелкие вещи, например, почистить цветы, потому что каждый цветок надо очистить от шипов и листьев, чтобы флористу было удобно работать. Это занимает время. Здорово, когда есть помощники. Таким образом, оптимизируется процесс и чувствуешь меньше усталости. Поначалу было мало людей. Все было на энтузиазме. Мне кажется, любая маленькая декораторская или флористическая студия начинает с минимального количества людей, делает все своими руками и постепенно приходит к тому, что нужно делегировать, брать дополнительных людей. И качество работ от этого только увеличивается, потому что экономятся силы.
Достаточно сложно смириться с тем, что ты работаешь в сфере обслуживания
— Чему тебе еще пришлось научиться, кроме работы с цветами?
— В плане оформления мероприятий пришлось научиться всему. Пришлось понять вообще все материалы, которые ты используешь, дерево, пластик, металлы, потому что это все в конструкции идет, потому что всем нужно задник за столом молодоженов обязательно какой-нибудь суперсложный, обязательно нужна какая-нибудь суперсложная фотозона. И всегда хотелось что-нибудь придумать новенькое, посложнее, поэтому абсолютно точно, каждый, кто проходит эту школу, осваивает навыки этакого мастера, ремесленника.
Навыки монтажа обязательно, потому что ты уже точно знаешь, что к чему можно крепить, что к чему нельзя.
— Навыки монтажа еще.
— Монтаж обязательно, потому что ты уже точно знаешь, что к чему можно крепить, а что к чему нельзя. Плюс еще сложность в том, что каждый хочет найти в новом сезоне какую-то свеженькую площадку, чтобы потом в портфолио положить красивое место и сделать красивое, атмосферное мероприятие. Но, естественно, в этих местах нельзя делать дырки в стенах, нет креплений. Тут начинается режим «голь на выдумки хитра», когда вешаешь что-нибудь на малярный скотч, на двусторонний, маленькой тоненькой иголочкой закалываешь. В общем, выдумывается очень много всяких вариантов в монтаже. Поэтому любая девочка-флорист — на самом деле это суперспециалист широкого профиля, который все знает про дерево и зимой, и летом, когда оно сушится, когда оно стоит, на сколько нужно арку закопать в землю, чтобы она не упала при дуновении ветра; все знает про металлоконструкции, и больше всего она знает, как это все уместить в маленький багажник одной машины, потому что на первые мероприятия мы ездили на своих машинах. Это был квест: в 5 утра встретиться на базе и все уместить в два-три багажника и уехать за город Москвы. И потом уже, когда росли объемы мероприятий, росли, соответственно, и машины, уже готовились грузовые. Не раз приходилось самим садиться за руль портера, потому что надо было что-то где-то починить, отогнать машину. Поэтому флорист умеет делать все абсолютно. Нет ничего невозможного для флориста, для декоратора, задач в монтаже с любым материалом. Просто главное — не бояться материалов, пробовать. Мы все на собственном опыте пробовали. Просто в омут с головой: «Давайте попробуем?» — «А давайте!» И так накапливался опыт работы.
Не раз приходилось самим садиться за руль портера, надо было что-то где-то починить, отогнать машину
— А долго происходит подготовка к мероприятию: референсы собирать, придумать композицию?
— По-разному, в зависимости от объема мероприятия, желаний и идей. Мне кажется, что все флористы со мной согласятся, что зимой или осенью, в такой более-менее тихий период жизни, когда нет большого потока мероприятий, приходит вдохновение, и ты начинаешь собирать какие-то мудборды с тем, что тебе интересно, и потом уже как-то адаптируешь их к будущим заказам. Когда приходит заказчик, ты говоришь: «О, я что-то насобирала», и можно этой паре предложить. Если же что-то новое с нуля, то опять зависит от загруженности. А в целом можно совершенно спокойно за две недели собрать прекрасный мудборд, предложение и идею, обсудить с парой, с организатором и дальше уже просто детализировать презентацию. Если сроки горят, можно потратить и две ночи и собрать презентацию со всеми деталями типа аренды мебели, сервировки и так далее. Но если есть возможность, то месяц на подумать, поразмышлять, представить, поискать картинки или референсы более точные, так уже приятнее.

Бывало, что мы делали свадьбу за четыре дня. Просто через знакомых приходил вопрос: «Можете помочь? Слетел организатор, есть четыре дня.» — «Конечно же, можем помочь!» Оптимизировали какие-то моменты, быстро договорились, утвердили пару-тройку картинок с невестой, чтобы понимать, что мы об одном языке говорим, в одном настроении и цвете видим. Получилось классно.
«Можете помочь? Слетел организатор, есть четыре дня.» — «Конечно же, можем помочь!»
— Работа с цветами и оформлением — это сезонная работа или круглогодичная?
— С цветами можно работать круглый год. В любом региональном центре есть цветочные базы, которые привозят цветы с торгов в Нидерландах, и всегда можно что-то найти. Цветы есть круглый год, и в целом спрос на них тоже есть. Конечно же, зимой акцент больше идет на всякие новогодние оформления, но даже в них все равно, помимо елок, лапника и сосен, используются какие-то цветы. И плюс никто не отменял дни рождения, которые празднуются круглый год. И, слава богу, сейчас научились устраивать события на широкую ногу. Люди тратят деньги на впечатления, эмоции, поэтому очень много юбилеев, детских праздников, которые нуждаются во флористике, потому что цветы из любого мероприятия сделают праздник. Простой пример: когда дома поставишь цветы, настроение становится лучше. Так и тут, мероприятия на любую тематику можно оформлять цветами.
— Корпоративные мероприятия, например.
— Абсолютно точно. На такие штуки в последнее время стали больше тратиться, потому что поняли, что репутационные имиджи по проекту — это очень важно. Это такой нематериальный капитал, и на него дают деньги. Ритейл и общепит прямо «на ура» стали тратиться. Теперь не только ситуационно, не только на 8 марта и на новый год елочки расставить, но очень часто еще и на смену сезона: приход весны, наступление лета, или от неделе к неделе меняют свои цветочные позиции. Эта работа длится круглый год. Просто надо найти какое-то свое место, нишу, и с ней сработаться.
Работа длится круглый год, просто надо найти свое место и с ним сработаться.
— Ты сейчас продолжаешь работаешь с цветами?
— Да, работаю для души. В какой-то момент с девчонками из Flowerslovers пришлось расстаться, потому что лично для меня количество перестало переходить в качество, и я была недовольна своей работой. Несмотря на то, что все невесты были счастливы, потому что они видят это в первый раз у себя на свадьбе, все красиво, все здорово, а у меня уже десятая такая свадьба, и я не вижу в них прогресса.
— Прогресс — это что такое?
— Свой рост в этом деле. Становилось скучно это делать, потому что казалось, что ты топчешься на месте. Поэтому сейчас я занимаюсь оформлением дружественных мест у друзей, когда очень сильно зовут и просят и когда какой-нибудь проект дико интересен лично мне. Таким образом, получается две или максимум три свадьбы за сезон и в зимний сезон оформление каких-нибудь мероприятий, корпоративных, новогодних. И очень люблю делать букеты для друзей на важные события в их жизни, типа предложения руки. Интереснее делать букет человеку, которого ты знаешь, для кого ты делаешь, и ты представляешь, что ему может понравиться, или как ты его воспринимаешь. Получается ситуация win-win: и ему приятно, потому что он получает букет именно для себя, и тебе приятно, потому что у тебя есть возможность поработать либо с редкими цветами, либо со смелыми сочетаниями. В общем, все-таки эта клиентская работа, помимо стресса, когда большой поток, приносит еще и большое удовольствие, точечное.
Заказчику приятно, потому что он получает букет для себя, и тебе приятно, потому что есть возможность поработать с редкими цветами или смелыми сочетаниями
— Тебе приходилось самой искать заказы?
— Специально нет, может быть, из-за того, что уже большой опыт работы и большой объем друзей, друзей друзей, поэтому как-то молва разлеталась моментально. Специально ни разу никому не предлагала, не рассылала агентствам о себе информацию. Заказчики сами приходили, по доброй памяти.

Беседовала Таня Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ