современный дизайн

Профессия: дизайнер интерьеров

Александр Зальцман, лидер Факультета дизайна интерьеров и креативный директор студии «Свечение»
Как стать дизайнером интерьеров? Александр Зальцман, лидер Факультета дизайна интерьеров, поясняет, чем отличается дизайнер от декоратора, как отличить хороший дизайн от плохого и какими навыками должен обладать настоящий профессионал.
— Какова миссия дизайнера интерьеров?
— В первую очередь важно определить: мы можем установить, что где-либо присутствует дизайн интерьера, когда решается некоторая задача и в результате получается законченное эстетическое и функциональное пространство. Дизайн — это решение поставленной задачи по организации пространства. Дизайнер работает с пространством, решает функциональную задачу и получает эстетичный результат. В результате дизайнер определяет эстетические и функциональные свойства пространства, благодаря чему заказчику становится удобно и приятно взаимодействовать с этим пространством: жить, работать, проводить свободное время — делать что угодно.
— Работа дизайнера и декоратора — одно и то же?
Дизайнер создает пространство, его габариты, занимается его скульптурированием, решает эргономические, функциональные, коммуникационные задачи.

А декоратор выполняет только часть глобальной задачи дизайнера. Он может так оборудовать, составить элементы внутри пространства, что оно станет идеальным местом для жизни, общения, работы или того, для чего это пространство предназначено.
— А работа дизайнера и архитектора?
— Если слово «дизайн» понимать как проективное решение, то дизайнер, по сути, — это тот же архитектор. Смысл его на объекте абсолютно такой же. Исторически архитектор означает на греческом языке «главный строитель». Поэтому достаточно образованный и владеющий навыками проектирования в соответствии со всеми требованиями, разработкой проектной документации, авторского надзора дизайнер — это и есть архитектор внутренних пространств. Деятельность архитектора в целом понимается шире. Он может быть специализирован на дизайне интерьера, может быть специализирован на градостроительстве, на строительстве зданий, на разработке предметов. Что касается работы с интерьерами, то архитектор и дизайнер (его иногда так и называют «архитектор-дизайнер») — это один и тот же специалист.
— В каких направлениях может развиваться дизайнер?
— В архитектурном дизайне существует два главных направления — жилое и нежилое (или иначе общественное, коммерческое). Жилые интерьеры — это квартиры и загородные дома. Общественные интерьеры — торговые пространства (или магазины, бутики, временные пространства — поп-ап-сторы), офисы, рестораны и кафе, выставки и многофункциональные пространства. Например, гостиница — это общественно-жилое пространство, которое совмещает в себе два вида интерьеров: номеров и общественных зон.

Еще дизайнеры интерьеров иногда начинают специализироваться в промышленном или, иначе, предметном дизайне. То есть кроме того, что они придумывают визуальные решения для пространства, они могут придумывать объекты: мебель, какие-то встроенные шкафы, функциональные конструкции, аксессуары. Если присмотреться к интерьерам офисов или магазинов, они сплошь состоят из специфических конструкций и зон, это промышленный дизайн.
дизайн интерьера высшее образование
Когда-то pop-up магазины были спорным приемом в арсенале самых передовых компаний, а теперь стали основой любой маркетинговой стратегии. Pop-up store (дословно можно перевести как «всплывающий магазин») — это стенды или экспозиции, которые открываются на короткий срок
научиться дизайну интерьера
Подборка от нашей команды. Найдите время, чтобы просмотреть каждую ссылку
второе высшее образование
Спорт, как индустрия достижений и передовых технологий, проявляет себя первой во всем. Даже в том, как спроектированы и оформлены торговые и промо- пространства. Знакомьтесь: 10 концептуальных интерьеров спортивных брендов, достаточно изобретательных, чтобы не ограничиваться только темой спорта
— Что такое хороший дизайн?
► Качественный дизайн — это когда дизайнер предложил удобный, красивый и в целом классный дизайн, то есть когда выполнены эргономические, функциональные, планировочные и навигационные задачи, в пространстве удобно находиться, ничего не мешает жить и работать.

► Следующее условие — это логика и структурность дизайна. В интерьере должна быть одна главная мысль, воплощенная в дизайн-решении, и должны быть второстепенные элементы, работающие на поддержание главной. Этот логический каркас может быть и способом трактовки формы, и цветом, и светом, и каким-то элементом, который транслируется и видоизменяется в зависимости от конкретных фрагментов интерьера. Качественный дизайн всегда отличает наличие узнаваемого связующего компонента.

► Еще один важный критерий — целесообразность, или соответствие дизайнерского решения задачам и бюджету. То, что отрабатывается в общении с заказчиком, иногда долго и сурово. Логика и целесообразность — очень близкие понятия, но не одно и то же. Например, в гараже нет необходимости делать карнизы, дизайнерский свет и много зелени. Это и нецелесообразно, и нелогично, потому что здесь будет стоять машина и в решении нет связующей идеи. А для гостиной такое решение будет вполне целесообразным, но нелогичным.

► И последнее — то, что заставляет человека чувствовать себя хорошо, — эстетика. Речь — об ощутимом эффекте от дизайна. Например, вы смотрите на результат, и вам становится приятно. Не просто не к чему придраться, а вы заходите в помещение и начинаете чувствовать какую-то эмоцию. Результат отлично проданной дизайнером работы — когда посетитель интерьера чувствует себя хорошо или как-то необычно и приятно.
— Какими навыками обладает дизайнер интерьеров?
Владение программным обеспечением. Дизайнер умеет чертить, моделировать, визуализировать, то есть получать красивые изображения и обрабатывать эти изображения. Это нужно, чтобы объяснить заказчику и строителям свою идею и реализовать ее. Еще хороший дизайнер умеет делать качественные презентации, с помощью которых он не только показывает дизайн-проект и чертежи, но и наглядно объясняет, как, отталкиваясь от исходных данных и пожеланий заказчика, он прорабатывал детали решения для пространства, какие подбирал составляющие и что получил в результате, защищает свое решение.

Проектирование. Дизайнер знает эргономику, нормативы, умеет выполнять обмеры, оформлять документацию, знает особенности конструкций, инжиниринга, свойства материалов и строительную технологию.

Креативность. Неоднозначное слово — оно значит понимание композиции и навыки графики, интерьерного скетчинга. Композиция позволяет находить пропорции и строить интересную форму, чтобы дальше обыгрывать ее материалами. А графика — это инструмент, чтобы объяснить «на пальцах», применимо ли то или иное решение к тому или иному пространству. Еще графика позволяет дополнять интерьерные решения дополнительными чертами, прямо на ходу.

Умение работать с заказчиком или проектный менеджмент. То есть умение правильно собирать информацию о потребностях и ожиданиях заказчика, правильно преподносить ему информацию об объекте и решении, правильно выстраивать рабочий процесс вообще и правильно выстраивать коммуникацию и работу внутри команды реализаторов.

Понимание трендов. Дизайнер разбирается в том, что происходит в мире дизайна, что происходило ранее и что будет происходить в ближайшее время, откуда и куда «идет волна». Для этого он не только следит за профильными медиа, но и посещает специальные выставки и ярмарки, где знакомится с последними технологиями и материалами.
— Как выглядит карьера дизайнера?
— Стандартное место для работы дизайнера — архитектурная / дизайнерская студия. Здесь карьера специалиста строится следующим образом. Молодой дизайнер с дипломом на руках или пока еще студент старших курсов, как правило, проходит в большую студию или бюро на позицию стажера или помощника дизайнера (архитектора).
Стажировка — в наше время самый распространенный способ начать карьеру и набраться живого опыта в большой команде. Далее по мере роста компетенций в крупной студии ему присваиваются категории или грейды: сначала дизайнер (архитектор) третьей категории, потом второй, потом первой.
Помощник дизайнера / архитектора (или, реже, дизайнер третьей категории) — это тот, кто чертит.
Дизайнер (второй категории) предлагает решения. Обычно это средняя позиция, сотрудник на подхвате: в одном проекте делает одно помещение, в другом — визуализацию, в третьем подменяет старшего дизайнера, пока тот в отпуске. Своего проекта у дизайнера пока нет, он максимально включен во все, что происходит в студии.
Старший дизайнер (или дизайнер первой категории) обычно занимается конкретным проектом в течение продолжительного срока. В его обязанности входит правильно собирать чертежи, информацию от заказчика и даже общаться с подрядчиками.
Ведущий дизайнер может целиком вести проект, принимать решения и направлять команду из младших и средних дизайнеров. Все предыдущие позиции — младший, средний и старший дизайнеры — линейные сотрудники, они работают без помощников. Тем не менее над ведущим всегда есть кто-то старший, кто появляется на важных встречах с заказчиком или периодически контролирует ход выполнения проекта.
Главный архитектор / дизайнер проектов это тот, кто подписывает все чертежи и альбомы. У него не один проект, а все проекты студии или все проекты одного направления, поэтому у него всегда есть команда. *
Руководитель отдела — уже административная должность.
Партнер — тем более, он в принципе может появляться только для важных переговоров или встреч с ключевыми клиентами.
* Например, студия Бориса Левянта ABD. В ней есть стажеры, помощники — весь спектр младших сотрудников. Дальше — много ведущих дизайнеров, это, пожалуй, очень распространенная позиция в больших компаниях; он может самостоятельно вести проект, контролировать, проверять, ездить на авторский надзор. И два или три главных архитектора на 150 человек. В студи поменьше вполне может быть один главный архитектор, как у Олега Шапиро в Wowhaus.
— Где еще работать дизайнеру интерьеров?
— Дизайнер интерьеров может работать в принципиально разных местах. Приблизительный список таков:

► архитектурная студия;
► интерьерная / декораторская студия;
► девелоперская компания;
► витринистика и оформление торговых точек;
► выставочное и ивент-агентство;
► кино- и театральная студия;
► мебельное производство.

Сразу скажу, работа в девелоперской компании — отличный опыт, потому что у девелоперов очень практико-ориентированные задачи. Они довольно редко берутся за конкурсы или за многообещающие проекты, которые не факт, что будут реализованы. Девелоперы начинают проектировать только тогда, когда решен вопрос с финансированием.

Приведу пару примеров дизайнеров. Моя знакомая архитектор начала карьеру в девелоперской компании Adwill и практически с нуля выросла до главного архитектора проектов. Они с командой сделали несколько ресторанов и даже бутиковый отель MOSS, довольно известный в Москве. В большой крутой компании, как в дизайн-студии, так и у девелопера, довольно сильная конкуренция и продолжительный путь наверх — именно из-за конкуренции.

Вот другой пример. Молодые дизайнеры после работы в студии запустили компанию по производству дизайнерской мебели на заказ. Их мебель разместилась в уже мной упомянутом отеле MOSS. Поставщики необычной мебели, кастомных решений, конечно, чувствуют себя свободнее, их работа более креативная, и они получают там очень концентрированный опыт. Но и заказчиков они ищут сами, во всяком случае поначалу.

Дизайнеры в выставочном агентстве фактически работают с форматами рекламы. Их задача — придумывать технологичные инсталляции для брендов, для продуктов и мероприятий этого бренда. Это тоже очень конкретная, прикладная деятельность.

Крупные торговые сети регулярно открывают и реконструируют торговые точки, например бренды одежды. Для этого они также открывают вакансии дизайнеров.

Еще одно интересное направление — витринистика. Формально это декораторская работа. Но если посмотреть на крупные бренды, такие как Hermes или московский ЦУМ, что они делают к началу нового сезона, к праздникам, к распродажам, — это довольно сложные конструкции, над которыми работают целые команды. Очень креативная и интересная работа.

Кроме торговых центров, работа дизайнера-декоратора нужна в кино и театрах, на модных показах.
дизайн интерьера обучение москва высшее образование
Бутик-отель Moss открылся всего полгода назад, но уже успел получить хорошие отзывы гостей о приятной, заряжающей энергетике и неповторимой атмосфере, одновременно стильной и лишенной позерства, а также звание единственного, т.е. концептуально выверенного, бутик-отеля Москвы от экспертов индустрии. О том, как появилась и была реализована концепция камерного имиджевого отеля, включающего 30 номеров и частные апартаменты, мы попросили рассказать главного архитектора проекта Бэлу Бадмажапову и Арсения Колесникова, совладельца Мастерской «ТРУД», которая выполнила для проекта стилеобразующие элементы интерьера и декора
образование дизайнер интерьера
Легенда европейского мерчандайзинга и один из самых ярких примеров декора торгового пространства в России. «Здесь, как и на сцене театра, каждый предмет играет свою особенную роль. Иногда мои работы были сюрреалистичными — я обожаю это, но всегда использую настоящие вещи, которые люди могут понять. Нужно, чтобы это было одновременно неожиданным, необычным, удивительным и чтобы прохожие могли найти в этом себя». Это слова дизайнера Лейлы Меншари, которая 35 лет была ответственной за создание витрин модного дома Hermès
стать дизайнером интерьеров
Кафе на открытом воздухе, ресторан — удачное переосмысление стиля семидесятых, и бар, открытый в здании — памятнике архитектуры. Оцените стилистические решения, цвета, фактуры и организацию пространства в этих заведениях
дизайн интерьера образование спб
Мы попросили Татьяну Веревкину, куратора Клуба Промышленных Дизайнеров, рассказать об истории возникновения этого творческо-промышленного объединения, его миссии и успехах — как общих, так и отдельных участников. Если вы пока мало знаете о российских производителях качественной мебели и аксессуаров, сейчас — самое время
обучение на дизайнера интерьера в москве
Мы поговорили с Константином Лагутиным и Анной Сажиновой, основателями Archpole, о нюансах, с которыми приходится работать производителям демократичной мебели
научиться дизайну интерьера
Студия Drift, созданная в 2007 году в Амстердаме, уже давно отметила свой десятый юбилей. Долгое время работы студии, привлекающие внимание, величественные и при том легкие объекты, были в центре внимания благодаря использованию одновременно поэтичных образов и передовых технологий
— Может ли дизайнер интерьеров стать предметным дизайнером?
— В последнее время все чаще дизайнеры интерьеров приходят в предметный дизайн и производство мебели и аксессуаров. Например, Константин Лагутин, который сегодня известен под брендом Archpole и успешно заставил половину Москвы своими стульями. Он и другие молодые российские производители мебели и объектов даже объединились в Клуб промышленных дизайнеров.

В предметном дизайне соединяются дизайн и производство. Это направление может быть интересно тем, кто любит что-то делать своими руками, экспериментировать. И, надо сказать, сегодня заказчики все чаще хотят получить что-то не тиражное, сделанное на мебельной фабрике, но уникальное, дизайнерское. Поэтому у дизайнера есть такая опция — заняться дизайном предметов.
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ