Ирина Логинова:
Персонализация необходима как минимум в качестве комплиментарного момента, это повышает вовлеченность студента в процесс. Для обеих категорий наставничество может быть плюсом, только немного в разных ключах. Для начинающих — это авторитет профессионала, который помогает с траекторией и как бы упрощает путь к цели, для специалистов — поддержка и профессиональная критика уже имеющихся проектов.
Кристина Геворкян:
Наставничество актуально на любом этапе. Вопросы и опасения возникают всегда, даже у опытных специалистов. Точно так же и наставником можно быть на разных уровнях своего развития. А траектория в идеале должна корректироваться всю жизнь, фиксируя реперные точки на протяжении всех уровней обучения.
Наташа Файбисович:
И да и нет. Для новичков всегда необходима база, и чаще всего она одинаковая, поэтому я считаю, что индивидуальную траекторию можно включать позже. По поводу наставничества, то я не стала бы делить. Оно актуально как для одних, так и для других.
Светлана Тахтарова:
Интересный вопрос. Заставил задуматься, но ответа готового нет. По своему опыту могу сказать, что российские студенты, в отличие от западных, например, далеко не всегда четко представляют, кем именно хотят быть в будущем, какие компетенции им нужны. У нас до сих пор есть студенты, профессию которым выбирали их родители, поэтому персонализация траектории обучения с первых дней едва ли возможна. Для специалиста вопросы необходимых компетенций в планируемом обучении, как правило, решены. Он приходит с конкретными потребностями и конкретными проблемами/вопросами. Поэтому для него персонализация обучения, наверное, более релевантна.
Илья Созонтов:
На мой взгляд, наставничество актуально для любых стадий развития человека. Потому что это способ экономии временных и прочих ресурсов, так как траектория обучения студента выстраивается с учетом опыта наставника.