Обучение онлайн — современный тренд в образовании
Жизнь в формате онлайн становится все более популярной. И если раньше люди с осторожностью относились ко всему, что предлагает им сеть, то сейчас они работают, общаются и даже учатся онлайн. В дистанционном образовании наблюдается особенно большой прорыв. Оно перестало быть чем-то пугающим, ушли стереотипы, что онлайн-образование — это несерьезно и не имеет вес.
интерьер автомобиля
Александр Зальцман, лидер Факультета дизайна интерьеров «Среды обучения», собрал экспертов в дистанционном образовании, чтобы разобрать основные вопросы, которые есть сейчас вокруг онлайн-обучения и показать, что дистант — это удобно, актуально и перспективно.
Спикеры
  • Ирина Логинова
    Руководитель Факультета современного искусства Высшей школы «Среда обучения», культуролог
  • Наташа Файбисович
    Арт-директор Высшей школы «Среда обучения», старший тьютор и преподаватель Факультета дизайна Высшей школы «Среда обучения», выпускник БВШД
  • Кристина Геворкян
    Эксперт жюри «Битвы e-learning стартапов» на Elforum-2018, эксперт конкурса Edtech-стартапов «Телекомидея-2018» от МТС
  • Елизавета Фролова
    В 2015 году основала онлайн-школы по современному и церковному искусству / православию
  • Светлана Тахтарова
    Руководитель экзаменационного центра Гете-института
  • Екатерина Калачикова
    PhD в области арт-менеджмента, руководитель Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства (Департамент культуры города Москвы)
  • Илья Созонтов
    Куратор и преподаватель программ Дирекции образовательных программ Департамента культуры города Москвы
  • «Назовите, пожалуйста, ключевые преимущества и недостатки длинных дистанционных программ».
Кристина Геворкян:
Преимуществами является то, что есть возможность быстро дорабатывать и обновлять программу, возможность аналитики и отсутствие географической привязки как для преподавателей, так и для студентов. Из недостатков я бы назвала недоверие потенциальных студентов к формату онлайн-обучения, сложности с «удержанием» на курсе и дополнительные вложения в обеспечение коммуникации между студентами.

Елизавета Фролова:
Студент может учиться в удобном месте в удобное время. И это большое преимущество. Плюс он может получать знания от специалистов со всего мира. К недостаткам можно отнести то, что не всегда люди, приобретающие дистанционные программы в интернете, могут быть уверены в качестве программы и высоком профессионализме спикеров.
  • «Какие ключевые преимущества и недостатки массовых курсов, предлагаемых в записи, вы можете назвать?»
Светлана Тахтарова:
К преимуществам я бы отнесла то, что можно достаточно быстро и без значительных временных и «умственных» затрат получить информацию от ведущих специалистов, в том числе зарубежных.

Недостатки тоже есть. Курсы в большинстве своем лишены коммуникативной составляющей, нет интеракции, задействованы, как правило, пассивные формы получения и закрепления информации, и они требуют серьезной личной мотивации обучающегося. В целом, я сторонница комбинированного обучения — Blended learning.

Илья Созонтов:
Перечислю недостатки. Я считаю, что к ним можно отнести высокий процент пиратства. До сих пор у аудитории остается предубеждение перед форматом видео. Также, если у видеокурса нет кураторской поддержки, его эффективность заметно снижается (как и мотивация учеников его проходить).
  • «Какова, по вашему мнению, социальная значимость и/или потенциал дистанционного образования?».
Ирина Логинова:
Благодаря дистанту качественное образование становится доступным в регионах. Также люди с ограниченными возможностями здоровья могут полноценно учиться, не выходя из дома.

Кристина Геворкян:

Соглашусь с Ириной в том, что благодаря онлайн-формату обучение становится доступным для людей из глубинок, небольших городов и поселков, а также для тех, кто по причине здоровья не может посещать учебное заведение. Я думаю, что у дистанционного образования потенциал в большой мобилизации и доступности для широких масс.

Светлана Тахтарова:
Для высшего образования потенциал прежде всего в возможности развивать международные образовательные программы благодаря виртуальной мобильности, менее финансово затратной, чем мобильность реальная. Происходит стирание образовательных границ как внутри России, так и за ее пределами. Есть возможность включать в свои программы курсы ведущих специалистов из МГУ, ВШЭ и других вузов. В принципе, и социальную значимость дистанционного образования, прежде всего MOOC's, можно определить как доступность лучших образовательных практик и знаний от ведущих специалистов. Также стоит сказать и о возможности получить дополнительные компетенции, квалификацию, вне зависимости от географии и материального положения обучающегося.

Екатерина Калачикова:
Социальная значимость дистанционного образования очень высокая, однако впереди у всех участников рынка — большая работа, задача которой — сделать дистанционное образование максимально «живым».
Возможности дистанта и креативные индустрии
  • «Какие из текущих трендов в e-learning, с вашей точки зрения, наиболее ценны для креативных специальностей?»
Илья Созонтов:
В первую очередь это VR. Он позволит значительно расширить контекст обучения в креативных специальностях и потенциально даст большой инструментал для учеников. Микроленинг и лайф-лонг-ленинг — уже реальность креативных индустрий. Учиться приходится часто, но отдельным конкретным блокам информации. И еще один из трендов — кураторство, которое только укрепит свои позиции.
  • «Каким профессиям креативных индустрий и культуры легче всего обучать через дистант? В каких сферах и специальностях дистант способен заменить занятия в классах без потери эффективности?»
Ирина Логинова:
Смело можно отнести журналистику, культурологию, социологию, арт-менеджмент. И это теория, даже если ее будут преподавать практики своей сферы.

Екатерина Калачикова:
Я думаю, это те профессии, которые родились уже в «диджитальную эпоху» и для которых естественно использование цифровых методов — графический дизайн, motion-design, sound-design.
  • «Как определить грань между потребностями работодателя, академической школой и компетенциями будущего при построении программы обучения?»
Наташа Файбисович:
Думаю, что надо взять потребности работодателя и наложить их на программу; тогда получится то, с чем человек должен выходить после обучения.

Светлана Тахтарова:
Как показывает опыт, работодатель далеко не всегда может сформулировать свои потребности на перспективу. Иногда именно вузу приходится формировать эти потребности, в том числе вместе с работодателями определяя, какие именно компетенции будут востребованы на более далекую перспективу.
  • «Знаете ли вы успешные примеры построения длинных дистанционных программ (ВО, ДПО), и благодаря чему эти программы успешнее других?»
Кристина Геворкян:
Специализация ФРОО с#nbsp;Yandex «Машинное обучение и анализ данных». Она несколько лет остается топовой в своем сегменте. Авторитетные эксперты, хорошо выстроенная модульность обучения, учебное сообщество и наставники — составляющие успеха этой программы.

Наташа Файбисович:

«Среда обучения», где уже на протяжении многих лет студенты получают высшее и дополнительное образование. Благодаря преподавателям-практикам, к концу обучения они полностью знакомы с профессией, что дает им преимущество перед другими выпускниками обычных учебных заведений.
  • «Как измерять эффективность дистанционных программ?»
Кристина Геворкян:
С позиции студента, программа эффективна, если он достиг поставленных целей: расширение кругозора / трудоустройство / получение сертификата — они могут быть разными. С позиции организатора — если обучение пройдено до конца, тестирования показывают усвоение знаний, студент рекомендует курс другим, достигаются экономические показатели.
  • «Чем должен отличаться подход к построению обучения средством массовых краткосрочных курсов от длительных программ?»