Защитились! Реальный проект нашей выпускницы

Марина Нестерова, защитившая диплом на «отлично», поделилась впечатлениями от многоэтапной детализированной работы над реальным проектом базы отдыха в Крыму
С темой все сложилось очень удачно и кстати. Дело в том, что еще до начала обучения в институте я вела строительство рекреационных объектов на базе отдыха в Крыму, которая принадлежит моей семье. Территория базы достаточно большая и позволяет развернуться в творческих исканиях. За время учебы было спроектировано и отстроено несколько объектов для комфортного семейного отдыха. К созданию этих объектов я подходила вдумчиво и детально, т.к. это замечательная возможность раскрыть собственный творческий потенциал. И, конечно, очень хотелось внести свой скромный вклад в положительные изменения внешнего облика поселка Курортное, в котором находится наша база отдыха, и задать эстетически привлекательное направление в архитектуре.

Когда приближался час икс и пора было решать, какую же тему выбрать для диплома, усталость уже накопилась немалая и я совершенно не понимала, за что браться и где найти новые силы для дипломного семестра. А мы к тому моменту только заканчивали объемную работу на курсе у Ильи Насонова, и он спуску не давал, требуя максимальной отдачи. К тому же не хотелось делать очередной проект, что называется, «в стол».
База отдыха «Родина» в Карадаге, Крым
Непосредственно перед началом диплома мне посчастливилось познакомиться с замечательными и талантливыми архитекторами Сергеем Ворониным и Тимуром Каримовым. Тимур этим летом со своей чудесной большой семьей отдыхал на нашей базе, ему понравилась архитектура, и он предложил помочь мне с проектированием какого-нибудь нового объекта. Тут и появилась идея взять этот новый объект как раз для темы дипломной работы. Были опасения, что не успеем, ведь это достаточно большой и сложный проект в плане архитектуры и конструктива. Я сомневалась, что мне вообще позволят взять эту тему для диплома, т.к. по сути нет ни здания, ни готового проекта, а только четкое знание предназначения будущего объекта и где он будет возведен. Но когда мы с моим научным руководителем Ольгой Митник обсудили суть темы и я показала фотоотчет по самой базе отдыха и изложила историю строительства, Ольга дала добро. К счастью, скоординированные действия принесли свои плоды и все в итоге успелось и сложилось.

В общей сложности на весь проект с нуля ушло чуть больше трех месяцев.
Пиццерия и апартаменты в базе отдыха
Главной трудностью для меня стали постоянные сомнения! Мне все время казалось, что можно сделать лучше, создавалось ощущение, что не успею, плюс огромная усталость, а в такие минуты мозг уже не в состоянии что-то генерировать.
  • Неверие в себя просто убивало. Но когда появился результат, стало понятно, что силы всегда найдутся, а сомнения — это вообще чужеродные мысли и от них нужно избавляться без сожаления, так как они только стопорят дело и отнимают много энергии.
Я даже не сомневалась в выборе дипломного руководителя. Ольга Митник вела у нас курс «Общественные пространства» и дала очень хорошую базу для дальнейшей работы и четкого понимания, как лучше всего структурировать свою деятельность, а также научила создавать профессиональные чертежи.
  • Ольга Митник, архитектор-дизайнер, преподаватель курса «Проектирование общественных интерьеров»
    «Марина выбрала актуальную и интересную тему для своего диплома — проект интерьера базы отдыха в Крыму. Работа над подобными проектами очень важна, потому что регион и туризм развиваются активно, и Марина, уверена, сможет полученные на дипломе знания применить на практике и реализовать не один подобный проект.

    Архитектурный проект базы отдыха реальный, он находится в разработке, и Марина является участником проектной команды, поэтому работа над интерьерами вдвойне актуальна и может быть реализована.

    Работу над дипломом Марина вела хорошо, работала в графике, выполняла указания и вносила исправления. Планировочное решение всего комплекса и эргономика отдельных номеров проработаны качественно, учитываются реальные потребности посетителей и особенности операционного обслуживания подобных объектов, потому что объект реален и работа идет с реальным заказчиком. Это очень важный опыт, прекрасно, что Марина смогла его пройти уже на дипломе. Рабочая документация выполнена тоже очень качественно и детально».

Первый этап — это работа на местности. Для определения четкого местоположения будущего объекта необходимо было для начала разработать концепцию генерального плана с выявлением местоположения всех уже отстроенных и будущих объектов.
Генеральный план базы отдыха "Родина"
Далее я приступила к созданию планировок и абриса здания. Работа была скрупулезная, так как дом каркасный, и, соответственно, много несущих стен, балок, и все это должно было согласовываться по этажам. К тому же было важно учесть все пожелания отдыхающих, собранные в течение нескольких лет. Параллельно велась работа по созданию архитектурного облика всего объекта.
Следующим этапом стал переход к стилистическому и цветовому решению, подбору референсов и текстур. Концепция проекта была основана на использовании местных природных материалов: много дерева, камень, натуральный текстиль, кованые элементы, глиняная штукатурка, побелка и черепица на крышах. Цветовая гамма приглушенная, нежная, не раздражающая глаз и создающая ощущение прохлады.
Далее началась главная работа над эскизами помещений. Тут было необходимо привнести эстетику самого здания в интерьеры, где архитектурные элементы фасада перекликаются с элементами декора интерьеров. Также для проекта нужно было сконструировать мебель, декоративные балки и карнизы, двери и окна для индивидуального изготовления.
  • Ольга Митник, архитектор-дизайнер, преподаватель курса «Проектирование общественных интерьеров»
    Особенно хочу отметить, что Марина выбрала ручную подачу для эскизов и визуализаций в дополнение к схематичным визуализациям пространств базы отдыха. Ручная акварельная подача всегда выглядела эффектно и уникально, особенно сегодня, когда очень мало специалистов владеют ручными техниками подачи.
  • Илья Насонов, арт-директор, преподаватель курса «Проектирование жилых интерьеров»
    У Марины есть одна замечательная особенность, которая была у нее до того, как она познакомилась со мной. Она умеет рисовать руками, у нее достаточно сложная акварельная графика, когда она берет модель в SketchUp, а потом ее дорисовывает. И это, конечно, вызывает большое уважение. Я думаю, что для художника это очень ценное качество — уметь рисовать руками. И очень возможно, что через эту графику, бесконечно рисуя одно и то же, рано или поздно приходишь к какой-то художественной составляющей.
После согласования с руководителем я приступила к рабочей документации, ручным визуализациям, подбору отделочных материалов и смете. Параллельно проводились изыскания для написания выпускной квалификационной работы. Здесь я изучала российский и зарубежный рынок гостиничных апартаментов, а также специфику и перспективы этого бизнеса.
  • Казалось, что не успею к сроку и обязательно что-нибудь, да упущу. Однако каким-то чудом все было завершено, собрано и отправлено в срок и у меня даже осталась свободная неделя перед дипломом, в течение которой я в спокойном режиме готовила речь для защиты.
Работа над планировками — это, наверное, один из самых интересных процессов в нашем деле. От планировок зависело, как дальше будут работать архитекторы над фасадами и конструктивом здания. Ведь у меня не было ничего, кроме идеи и понимания, сколько должно быть помещений, какой функционал и наполнение. Совместное творчество с Тимуром и Сергеем принесло мне максимум удовольствия и дало бесценный опыт работы с профессионалами. К тому же ребята очень помогли мне обрести уверенность в себе, и это очень повлияло на качество и скорость работы над проектом.
Вдохновлялась работами Питера Блока, Джеффри Дунгана, архитектурой города Алис Бич (Флорида). Собирала референсы в Instagram на страницах этих архитекторов и уже в меньшей мере пользовалась Pinterest. Настроиться на продуктивную работу мне, как ни странно, помогают четкие сроки. Что-то концентрируется, и мозг выдает результат, хотя казалось, что не успею, не справлюсь.
  • Я раньше думала, что творческий процесс невозможно ограничивать и нельзя вот так выдать результат по заказу, однако на практике сроки очень помогли не расплываться мыслью по древу.
В процессе создания планировок я столкнулась с особенностями каркасного строительства. Были важны расстояния между стойками, максимальные длины балок перекрытия и т. д. Просчитывала варианты использования различных материалов в несущих конструкциях, ограничения по сейсмике и испытывала некоторые сложности из-за отсутствия четкой нормативной базы каркасного строительства в Крыму.

Не так страшен черт, как его малюют. Причины волнения существуют только у нас в голове, а предзащита на самом деле проходит быстро и продуктивно, особенно когда проделана качественная работа, есть четкая концепция, продуманная и эргономичная планировка, грамотные чертежи, а также понимание, для чего стоит здесь эта табуретка.
  • На самом деле предзащита оказалась очень полезной штукой. Все студенты смогли опробовать свою речь, получили ценные рекомендации и замечания по своим работам, смогли ознакомиться со структурой защиты дипломной работы и в итоге спокойно доделывать недочеты и готовиться к защите.
Основная трудность для меня была в том, чтобы встроить свой объемный рассказ о проекте в сжатые временные рамки. Однако в итоге дипломная защита прошла легко и даже весело. Спасибо всем!

Как я уже говорила, к моменту начала работы над дипломом у меня уже был определенный опыт: в течение нескольких лет я занималась проектированием и строительством базы отдыха. Поначалу, из экономии, приходилось самой вручную создавать и окрашивать мебель для номеров, отшивать шторы, руководить строительной бригадой и т. д. На самом деле это был прекрасный опыт, который сильно повлиял на мое профессиональное развитие, и тогда появилось и желание обучаться и совершенствоваться в этом направлении.

Мне очень повезло, что Ольга согласилась курировать мой проект. Она настоящий профессионал и не упускает ни одного пункта в рабочем процессе. Все должно быть четко спланировано и по существу. К тому же уважение к Ольге очень подстегивало меня не ударить в грязь лицом и держать тот уровень, который она привила нам во время ее курса по общественным пространствам. Еще раз хочу поблагодарить Ольгу Митник за полученные ценные знания и опыт!

Что касается дизайна интерьеров, то я всегда работала на себя и вот, сразу же после диплома, взялась за новый проект загородного дома, архитектуру которого разрабатывал Сергей Воронин. Это мой первый опыт работы с заказчиком, и, конечно, очень интересно, как все в итоге сложится.

Также хочется продолжить создавать красивое и экологичное жилье в Крыму, так как я в будущем планирую окончательно переехать на полуостров. Проектировать удобную и доступную деревянную мебель из массива, а также совершенствовать свои знания в гончарном ремесле. Продолжать и дальше сотрудничество с архитекторами, с которыми мне довелось работать над дипломным проектом. Хочется сколотить дружную команду увлеченных людей и строить каркасные и каменные дома под ключ в близкой мне доступной и душевной эстетике, которая так присуща Крыму!
Подготовила Камила Багирова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ