— Было бы лучше, но в идеале это, конечно, должен быть и специалист по проектным решениям. И вот таких людей мало. По-хорошему должно быть так: есть заказчик, которому нужно доказать, что-то или иное решение — правильное. Есть менеджер, который отвечает в том числе за взаимодействие с ним, предлагая выбор из небольшого количества вариантов. Двух-трех, редко больше. Это важно. Нельзя предлагать десять вариантов, потому что тогда начинают теряться и заказчик, и архитектор. Предлагая десять вариантов, ты демонстрируешь, что у тебя нет определенного мнения.
Клиентоориентированность — это показатель, дающий клиенту возможность оценить профессионализм архитектора. Предлагая пятое, шестое, десятое решение, архитектор заявляет, что очень хочет угодить заказчику. Мне кажется, что лучше потратить время на то, чтобы доказать ему правильность твоего решения, учитывая, конечно, и его вкусы. С российскими клиентами это бывает сложно, но так стоит делать, это полезно для всех сторон.