— Я проработала в Америке больше, чем в России, мне сложно судить. Приезжая в Россию, я общаюсь со своими коллегами-архитекторами и вижу, как в этой сфере все стремительно развивается. Я про Москву сейчас говорю, конечно. Когда я уезжала, мне было сложно представить, что прямо после института можно будет вдруг поучаствовать, например, в организации благоустройства в Москве. А сейчас я знаю, что многие занимаются такого плана проектами. Меняется специфика. Молодые архитекторы начинают строить музеи, проектировать общественные пространства или еще какие-то знаковые объекты; открылись возможности, которых не было, когда я уезжала из страны.
А тут, в Штатах, я приехала, но еще не так долго работаю в этом. И мой опыт обучения был в России, и во время обучения я работала в России, поэтому у меня очень эклектичный бэкграунд.
Например, вот интересная сторона американской специфики: согласования. Здесь ты должен иметь лицензию для того, чтобы проектировать. Эта лицензия должна быть в том штате, для которого проектируешь. Поэтому часто работа строится так: есть клиент, который заказывает проект, выбирает тебя как главного дизайнера, а дальше уже ты ищешь организацию, которая возьмет на себя архитектурную составляющую, поскольку у них есть разрешение строить в этом штате или в этом городе.
В Roman and Williams много людей вообще без архитектурного образования. Они не лицензированы для того, чтобы строить в каком-либо городе, но умеют делать дизайн. Поэтому, мы делаем строительные чертежи, но они потом уходят к архитектору проекта — это называется architect of records, то есть архитектор, который будет внесен потом на контрактной основе как человек или организация, которая занималась строительством. В общем-то, вся ответственность лежит на нем. На нас лежит ответственность по дизайну и неукоснительному следованию всем мельчайшим деталям. И, когда мы работаем над одним проектом и готовим чертежи, мы работаем как команда. Допустим, мы присылаем свою часть. Это в основном интерьерные чертежи. Архитекторы, со своей стороны, работают над конструкциями, техническими решениями, над, так скажем, envelope of the building. Они должны правильно и грамотно согласовать, что в этой оболочке будет происходить. Все эти чертежи, естественно, подогнаны под стандарты, под определенные требования определенного штата.
Например, строить в Нью-Йорке и строить в Лос-Анджелесе — это абсолютно разные вещи. В Лос-Анджелесе очень строгий building code (аналог российского СНиП). Все твои дизайнерские решения должны проходить по этому коду, поэтому нужен консультант, а также архитектор, который это все отследит в твоих чертежах, и на нем будет лежать ответственность, он будет согласовывать чертежи, а потом контролировать стройку. Но ты как дизайнер всё равно участвуешь до победного конца. Всё равно ездишь на стройку. Все равно смотришь, как это все делается. Но также у тебя есть твой коллега, организация, которая занимается своей частью работы. То есть вы все время в такой сцепке работаете. Ты не можешь один с клиентом работать.