Где заканчивается ответственность дизайнера на проекте? Для хорошего дизайнера и архитектора нет такой четкой грани, потому что дизайнер остается с заказчиком, когда строитель уходит. В интересах дизайнера следить за состоянием проекта до той степени готовности, до которой возможно.
Как однажды сказал российский архитектор Борис Уборевич-Боровский: «Со времен Римской империи главным на стройке был архитектор. И только в 90-е, только в России первое место занял строитель. И все технологические решения начали приниматься в пользу простоты и удобства их реализации, в пользу наименьших эксплуатационных расходов». Поэтому любое предложение упростить проект в пользу технологически проверенных, понятных строителям решений является поводом для спора. И такие споры встречаются на каждом шагу.
Настольная библия для дизайнера — «Строительное проектирование» Эрнеста Нойферта. Книга была написана в 30-х годах и переиздана в 80-х. Большая часть книги посвящена строительным конструкциям, остальное отведено эргономике. И потом, это больше любознательность, чем литература. Приходите на строительную выставку и говорите: «Здравствуйте, я дизайнер. Расскажите, что вы делаете»? Производители очень любят делиться опытом и давать советы.
Какую бы вы документацию не представили строителям, 90% вероятности, что они ее не примут, посчитают слабой и недостаточной для их работы. У меня был случай, когда строители никак не хотели принимать документацию. Мы отравляли им документы, а они говорили, что ничего не получали. Пришлось ехать 170 км, чтобы отвезти альбом формата А3. Есть конечно и ответственные строители, которые знают свое дело. Но их, к сожалению, единицы. Но это не значит, что можно делать плохую документацию. Нехорошо может получится на авторском надзоре.
Во всех хороших студиях проект ведет архитектор или дизайнер. Но главный всегда заказчик. Что касается компромисса, на который предлагает идти строитель — я категорически против того, чтобы идти со строителем на какие-то компромиссы. Не компромиссы оплачивает вам заказчик. Заказчик оплачивает эстетически грамотную, инженерно проработанную документацию.
Бывает так, что проектное решение объективно хуже. Это может выясниться на самом объекте. Может быть и то, что ваше предложение будет стоить заказчику не только денег, но и нервов. А бывает, что заказчик не видит разницы между «лучшим» и «нормальным» решением. Главный компромисс, на который нельзя идти — со своей совестью.
Чтобы сделать хороший интерьерный проект, чтобы уловить образ жизни заказчика и сделать это профессионально, всегда нужен архитектор, дизайнер, декоратор — специалист по эстетической части, у кого эти решения не интуитивно приняты, а у кого эти решения апробированы.
В случае, если строители заявляют, что не будут делать так, как вы спланировали, стоит взять все документы, подтверждающие вашу правоту, и просить заказчика выступить арбитром между вами и строителями. Сказать, что ответственность ложится на тех, кто предлагает альтернативу утвержденному проекту. Как говорил знаменитый конструктор С. П. Королев: «Отвергая, предлагай. Предлагая, отвечай». А как иначе? Проект — это серьезный груз.