ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВ / 10 сентября
дизайн помещений

Как открыть дизайн-студию?
5 простых шагов

Начинающие предприниматели, которые мечтают открыть дизайн-студию, часто совершают ряд типичных ошибок. В рамках Международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ МОСКВА» Алексей Иванов, сооснователь Geometrium, рассказал о том, как избежать этих ошибок.
Мы основали Geometrium 5 лет назад. Это мастерская, которая занимается современным дизайном интерьеров. Наши основные клиенты — жители мегаполиса. Чаще всего мы разрабатываем дизайн для квартир, иногда — для загородных домов и почти никогда — для общественных интерьеров.

За пять лет мы разработали более 50 проектов, из них более 20 были реализованы.

Сейчас у нас в разработке 15 проектов, 4 — на стадии строительства. Разумеется, мы не занимаемся всем этим вдвоем, у нас есть команда: ведущий дизайнер, дизайнеры, визуализаторы, архитектор, менеджер проектов, HR-менеджеры, маркетологи. Большая команда из 20 человек.

Как избежать ошибок при создании дизайн-студии

  • 1
    Найдите клиентов. Первое и очевидное, с чего стоит начать, — найти клиентов. Нужно создать поток заказов. Распространенная ошибка тех, кто начинает заниматься дизайном интерьеров, — они берутся за любые проекты: «Тут я сделал ванную, здесь — пентхаус, здесь я сайт сверстал, а тут еще и стул спроектировал». Неопределенность — не самое страшное, только не стоит выкладывать все свои работы в портфолио. Определитесь, чем вы хотите заниматься, и проверьте, есть ли на это спрос. Например, вы хотите делать пентхаусы. Погуглите: есть ли они в планах новостроек? Если есть, значит, на них имеется какой-то спрос, кто-то их проектирует, придумывает дизайн. Найдите свою нишу.
  • 2
    Выберите специализацию. После того как вы определились, чем хотите заниматься, начните прописывать целевую аудиторию. Изучите своих будущих клиентов: кто они, чем занимаются, куда ходят, какую одежду носят, в каких ресторанах обедают. Чем больше вы о них знаете, тем лучше. Дальше есть два варианта: первый — вы находите этого клиента и делаете для него проект, бесплатно, платно — без разницы; второй — расписываете портрет вашего потенциального клиента и делаете для него гипотетический проект или фейк. Сделайте работу для портфолио, проработайте все детали и подробно распишите проект так, как будто вам платят за это деньги. Даже если вы потратите много ресурсов и времени на гипотетический проект, в дальнейшем это окупится.Затем озвучьте стоимость родителям и выясните, готовы ли они платить такую сумму.
  • 3
    Осваивайте каналы продвижения. Когда вы сделаете работу, нужно ее транслировать. Напишите подробное описание и начинайте размещаться с ним на всевозможных порталах, ресурсах, тематических и не очень. Например, Houzz, InMyRoom — тематические ресурсы, The Village — не тематический, но там тоже есть клиенты. Есть журналы и сайты по 3D-визуализации. Размещайте везде, где только можете, и ваши клиенты сами вас найдут. Не выкладывайте всё ваше портфолио. Лучше иметь один проект, проработанный досконально именно для тех, для кого вы хотите проектировать, нежели десять разных работ. Иначе клиент не заметит нужной работы на вашей странице или подумает, что вы делаете всё подряд. А когда увидит именно то, что ему нужно, он обратится к вам, потому что почувствует, что вы профессионал. Станьте экспертом в своей области.Обозначьте родителям, как именно вам платить. Самое оптимальное — оплата сразу после занятия. Так вы обезопасите себя от непредвиденных отмен или нечестности.
  • 4
    Не бойтесь делегировать. Если вы будете делать все самостоятельно, у вас просто не хватит времени на поиск клиентов, на проработку целевой аудитории, на найм сотрудников. Делегировать непросто. К примеру, вы делегируете задачу впервые. Вам нужно передать рабочую документацию, это сложный и очень ответственный процесс. Если человек наделает ошибок, вам потом за это платить. Клиент будет предъявлять претензии вам, а не исполнителю. Но делегирование — это навык. Это как в спортзал сходить, как штангу качать или приседать. Делаете, делаете и делаете, пока не научитесь. Первый раз делегировать рабочую документацию сложно. Вы тратите больше времени, чем если бы все сделали сами. Лезете во все детали, а специалист делает ошибки. А может быть, и не ошибки, может быть, ему кто-то все время мешает. Во второй раз будет проще и времени займет меньше. В третий — еще проще. Хоть и кажется поначалу, что это сложный процесс, но нужно пробовать делегировать, и постепенно вы научитесь и подбирать специалистов, и писать подробные технические задания, чтобы было однозначно понятно, как сделать все правильно.
  • 5
    Соберите команду. Люди — очень важный элемент. Это партнерские отношения и наемные сотрудники. Одному строить бизнес сложно. Как искать сотрудников? Важно, чтобы партнеры по бизнесу и сотрудники дополняли друг друга. Нам с Пашей (Павел Герасимов, сооснователь студии Geometrium. — Ред.) повезло, мы нашли друг друга. Он был 3D-визуализатором, я — чертежником. Мы совсем разные люди. Когда мы только начали работать вместе, постоянно пререкались. Я чертил оси, говорил: надо так, — а он мне: нет, надо вот так. Постепенно люди притираются, мы уже не ругаемся из-за таких мелочей. Чтобы получилась цельная команда, люди должны дополнять друг друга, должны иметь разносторонние качества. Старайтесь выбирать лучших людей, которые дополняют качества уже работающих сотрудников. Например, если выбираете дизайнеров творческих, то менеджеры должны быть структурные, чтобы направлять ваших дизайнеров.

«Чтобы получилась цельная команда, выбирайте людей, которые дополняют качества уже работающих сотрудников»
6
Постройте структуру. Без структуры дизайн-студия работать не будет. Когда в компании трудится более одного человека, появляются менеджерские задачи, нужно как-то организовывать работу, фиксировать, кто, что и когда должен сдать. Когда появляется третий человек, приходится выстраивать систему коммуникации и структурировать рабочие процессы. Тем более структура нужна, когда сотрудники работают удаленно. В нашей студии как раз такая ситуация. В офисе сидит только офис-менеджер. Я и Паша приезжаем периодически. А дизайнеры приезжают только на встречу с клиентом. Почему мы можем позволить себе работать удаленно? Потому что у нас есть система. Дизайн-проект разбит на этапы. У нас прописана документация, обязанности сотрудников в каждой конкретной ситуации, разработаны чек-листы и готовы шаблоны. Структура позволяет победить хаос и бардак в студии. Разделяйте дизайн-проект на этапы, согласуйте их с клиентом, пишите подробные технические задания, подписывайте эти технические задания сами и давайте обязательно подписать клиенту.

Заключайте договоры, которые соответствуют тому, что вы делаете, чтобы потом, если у клиента создалось впечатление, что вы должны ему что-то большее, вы могли показать: мы же договаривались, здесь все прописано. Кстати, благодаря удаленной работе мы можем себе позволить изучать то, что происходит в мире, знакомиться с новыми дизайнами за границей.
Обзор квартиры в стиле лофт в Буэнос-Айресе | Дизайн интерьера по-аргентински


«Структура позволяет победить хаос и бардак»
7
Изучайте показатели. Считайте показатели. Что это значит? Вы можете учитывать проекты, которые ведете. Просчитывать, какие из них были прибыльные, какие — неприбыльные. Для этого вам нужно учитывать финансовые показатели: отчет движения денежных средств, отчет обязательств. Обязательства — это то, что вы должны своим сотрудникам, что вы должны сделать клиенту, и то, что клиент должен заплатить вам. Такие подсчеты покажут вам, в минус вы работаете или в плюс. Так вы подведете черту на определенный момент, поймете, кому вы должны, кто должен вам, убыточная это ситуация или, наоборот, прибыльная. Затем вы сможете принять решение. Например, вы решите больше не брать проекты из какого-то конкретного сегмента, потому что затраты себя не окупают. Случается, что клиент приходит и говорит, что у него уже есть дизайн-проект и авторский надзор. Эти услуги ему не нужны, нужно «просто сделать проект быстро». За это он готов дать 300 тысяч, но вы отказываетесь, потому что понимаете, что уйдете в минус. Ситуацию смогут помочь оценить только цифры. Считайте цифры. И считайте время сотрудников: сколько каждый человек работает, сколько времени тратит на каждую задачу.

Еще пара советов

  • учеба на дизайнера интерьера
    Общайтесь
    Ходите на мероприятия. Здесь вы найдете партнеров для бизнеса, почерпнете идеи и узнаете что-то полезное. Помните: ваше движение и ваш доход формирует ваше окружение.
  • интерьер дизайн
    Учитесь
    Учитесь у лучших. Есть большая проблема в классическом образовании — редко преподают практику (к Факультету дизайна интерьеров «Среды обучения» это не относится. — Ред.). Но есть курсы, стажировки и мастер-классы, где вы сможете почерпнуть полезную информацию у практикующих специалистов. Начните искать, и вы сможете найти практикующих дизайнеров и учиться у них.
  • проектирование интерьера
    Не бойтесь
    Если вы хотите открыть свою студию, перемены неизбежны. Не бойтесь, это нормальный процесс. Если делать одно и то же, вы не будете расти. Бизнес дизайн-студии — это развитие. И если вы не занимаетесь этим бизнесом, если вы не тратите на него время, он умрет. Если вы хотите организовать свою дизайн-студию, готовьтесь заниматься не вашей любимой работой — дизайном интерьера, — а бизнесом. Когда ты ведущий дизайнер и создаешь для чертежников, дизайнеров карандашный проект — да, прикольно, твои идеи воплощаются руками другого человека. Когда ты арт-директор, твоя идея, твой дизайн воплощается ведущими дизайнерами, тоже чужими руками. Когда ты основатель студии — это тоже творчество, это созидание, только на другом уровне.
  • дистанционное обучение
    Работайте
    Работайте, даже когда негде. Офис для дизайн-студии, особенно начинающей, не нужен. Если нужно рабочее место, арендуйте его в коворкинге. Это такой же офис, только не нужно делать в нем ремонт. Вы можете здесь встречаться с клиентами. Например, мы сидим в рабочей станции на Artplay. И когда нам нужно кого-то дополнительно разместить, мы арендуем еще места. Когда у нас общее собрание, снимаем переговорку, где собираются все наши 20 человек.
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ