Спорные ситуации на стройке: советы для дизайнера

Когда дизайн-проект доходит до стадии реализации, к работе присоединяется строительная бригада. Как дизайнеру найти общий язык с исполнителем? Какие претензии могут возникнуть с технической стороны? Как избежать конфликтов и выстроить правильную коммуникацию? Четыре эксперта делятся мнением, основываясь на профессиональном опыте.
Положительная атмосфера на стройке — залог хорошего интерьера. Как найти общий язык со строителями — вопрос достаточно сложный. Главное — уважение и понимание того, что мы все профессионалы своего дела. Строители строят, а дизайнеры придумывают, и никак иначе. Каждый должен заниматься своим делом. Новый ремонт невозможен без строителей, и каждый дизайнер это понимает. Поэтому не стоит раздувать конфликт и борьбу интересов там, где ее быть не должно, ведь интерес один — довольный результатом заказчик. *

*«Дизайнеры и строители: разговор по душам»

ЕКАТЕРИНА КРЫМОВА
Искусствовед и дизайнер интерьеров
Основная причина конфликтов — безответственность. Мало кто задумывается о качестве результата или информации, которую передает другой стороне. Возьмем неправильно выставленные стены: в проекте указаны одни размеры, а по факту — другие. В разбирательствах начинается самое интересное: дизайнер винит строителей в очевидной ошибке, господа строители винят дизайнера в низком качестве чертежей. И каждый по-своему прав. А кто тогда виноват?

* Станислав составил «рейтинг претензий», опросив 140 дизайнеров, архитекторов, строителей и заказчиков.
СТАНИСЛАВ ГУРЬЯНОВ
Генеральный директор строительной компании «Сила ремонта»
Дизайнеры и архитекторы
Строители
Заказчики
1 место
Невнимательность строителей в чтении чертежей
Низкая информативность рабочих чертежей, многое неясно
Несогласованность действий дизайнера и строителей
2 место
Желание строителей отойти от проектных решений и договариваться с заказчиками напрямую
Нереализуемые планировочные решения и архитектурные элементы, корректировка которых отнимает много времени при строительных работах
Низкое качество выполненных работ
3 место
Низкое качество работ строителей и срывы сроков сдачи
Перебои в доставке чистовых материалов, которые заказывает дизайнер, что приводит к простою
Неоправданное «ожидание-реальность» проекта
Не сложно заметить, что все жалобы взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Дизайнер «намельчил» в чертежах, строители не поняли, а в результате — действия не согласованы, заказчик недоволен. Что делать в такой ситуации? Строителям следует спрашивать дизайнера обо всем, что непонятно. А дизайнеру — быть готовым к диалогу. Аналогично и с другими жалобами.

«Многое из этого можно предусмотреть и ликвидировать еще на ранних стадиях. Однако безграмотное управление проектом и отсутствие необходимых профессиональных навыков у дизайнеров и строителей, а часто и вовсе гордыня, ставят на этом крест».
Дизайнер должен быть готов к вопросу «Как это сделать?» Хороший строительный проект включает в себя чертежи, 3D-модели и визуализацию. Проект не должен состоять из 100−200 страниц, достаточно будет и 40. Но он должен охватить все аспекты, начиная с описательной части и заканчивая эстетической. Строителям нужно понимать, как проект должен выглядеть после завершения.

В 90% случаев дизайнеры не знают матчасть. Они придумывают проект, но не знают, как его реализовать в реальной жизни. При этом стоит помнить, что строители работают по ТЗ. Если дизайнер ставит задачу строителю, он должен быть готов к вопросу «А как это сделать?». Чтобы заполнить эти пробелы, дизайнеру нужно повышать уровень образования. Но и строителям не стоит сваливать всю работу на дизайнеров и проектировщиков.

У нас в компании принято, что перед началом проекта собираются строитель, заказчик и дизайнер. Мы завариваем чай и досконально прорабатываем весь проект от начала до конца. Чтобы все понимали, что и как должно быть сделано.

АЛЕКАНДР ГЛУШКО
Директор строительной компании «Бояре»
Как выстроить взаимоотношения со строителем?

Включайтесь в проект с начала. Опытный профессионал, будь то строитель или дизайнер, активно участвует в проекте с самого начала, чтобы иметь возможность повлиять на процесс.

Встречайтесь с командой. Хорошая коммуникация — ключ к успешным рабочим отношениям. Регулярные встречи с коллегами помогут наладить контакт. Помните: у каждого есть право высказаться. Говорите и слушайте, так вы избежите стрессовых ситуаций.

Уважайте друг друга. У строителей и проектировщиков будет меньше конфликтов, когда они будут уважать талант и опыт друг друга. Поэтому убедитесь, что ваша команда обладает этими качествами.

Проводите достаточно времени над чертежами. Строитель — конечный исполнитель проекта. Важно, чтобы он понимал чертежи и спецификацию. Без этого работа дизайнера не может считаться выполненной.

Будьте гибким. Чертежи не всегда идеальны. Дизайнеру придется вносить уточнения и корректировки в процессе строительства. Будьте готовы изменить свою позицию в отношении того, что будет лучше для проекта. Примите противоположную точку зрения, если она будет более перспективной для конечного результата.
ЭДРИАН ЗОРЗИ
Глава строительного агентства ADRIAN ZORZI
Подготовила Полина Весна
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ