ДИЗАЙН интерьеров / 17 ноября

Как желание привести квартиру в порядок определило выбор профессии: интервью с выпускницей Юлией Боднаренко

Выпускница программы ДПО «Дизайн жилых интерьеров» Юлия Боднаренко — о любимых предметах, обучении в Среде и отличиях дизайна в России от дизайна в Италии. Визуализации, чертежи, артворки и фото в статье — авторские.
Как я стала дизайнером интерьеров
По первому образованию я инженер-эколог — этот выбор был не совсем осознанным. Оказалось, что работа инженера-эколога бумажная, рутинная, требующая сухого, прагматичного подхода.

Поэтому параллельно я стала заниматься фотографией. На первом этапе как хобби, но впоследствии фотография заняла в моей жизни более значимое место. Она привнесла много ярких ощущений в мою профессиональную жизнь и поменяла мой угол зрения на окружающий мир.

Но это было только началом пути. Я поняла, что необходимо либо искать новые способы реализации мастерства, либо дополнять сферу моей деятельности новыми знаниями. В это время ко мне стали обращаться заказчики с просьбой создать и сверстать каталоги продукции, которую я же и фотографировала. В основном это были производители сумок.
Тогда я поняла, что пора научиться дизайну. А вот какому именно, подсказала ситуация. Так вышло, что одной из первоочередных задач на тот момент было приведение в порядок моей недвижимости, поэтому я и решила, что обучусь дизайну интерьеров, а потом переключусь на что-то другое. Но в итоге интерьеры захватили меня с головой.
Почему онлайн-обучение — это здорово, и какие проблемы у него еще существуют
Когда я покупаю диван, мне важно его пощупать — оценить материал, конструктивные особенности и так далее. А при заказе в интернете я естественно буду волноваться, что с ним будет что-то не так. И с онлайн-образованием изначально тоже происходило что-то подобное, но опасения развеялись на первой встрече с Александром Зальцманом (лидер Факультета). Мне понравились его харизматичность и уверенность в суждениях, его оценка современного интерьера и структурированность изложения, и я подумала, что это знак — переживать, кажется, не стоит.

Главное преимущество онлайн-образования — это возможность учиться и получать фидбек от опытных преподавателей, не живя в Москве. Кроме того, дизайнеры-практики строят обучение совсем не так, как академические теоретики — они дают часть теории в презентациях, часть в интерактивах, а также показывают свои наработки и кейсы. Есть и другие очевидные плюсы, например, я не тратила время на сборы, дорогу и пробки. И это важное преимущество!

Источник: Портфолио Юлии

А минус любого онлайн-образования заключается в отсутствии здорового общения между студентами. Мы до сих пор созваниваемся и общаемся, но в офлайн-учреждениях это все-таки происходит совсем на другом уровне — встретиться за чашечкой кофе, сходить вместе в музей или на выставку, потусить. Впрочем, возможно, это вопрос времени, и Среда уже работает над развитием неформальных связей, в том числе и с преподавателями. Куратор нашей группы Алина до сих пор помогает мне решать некоторые вопросы, иногда мы общаемся с Натальей Храмовой (ведет «Архитектурное проектирование»), однажды провели внеурочную вечернюю онлайн-посиделку с Ильей Насоновым (ведет «Проектирование жилого интерьера»), на которой обсуждали учебные дела и делились впечатлениями.
Учиться и работать одновременно — не мой вариант
С первого семестра нас погрузили в изучение сложных технических программ — SketchUp и AutoCAD мы изучали одновременно. Я, конечно, ни разу не пожалела об этом, но это занимало огромное количество времени. Хорошо, что лекции доступны в записи — я по 10 раз возвращалась к ним, чтобы посмотреть, как то или иное действие в программах выполняет Илья Аверьянов (преподаватель SketchUp и AutoCAD). Я постоянно нервничала, злилась. Тогда же я поняла, что надо выбрать что-то одно: либо учиться, либо работать. И параллельно стала закрывать все проекты, связанные с фотографией, и отказываться от новых. Но зато потом все пошло гладко — больше у меня не было проблем с домашними работами, даже наоборот, все получалось и было очень интересно.
Источник: Портфолио Юлии

Учеба отнимала до трех–четырех часов в день, грубо говоря, это почти все мое свободное время. Но это до локдауна — благодаря ему у меня даже появилось время на изучение дополнительной литературы. Возможно, это только мой случай, все-таки я уже не молодой студент, и с годами появляются очевидные факторы, не позволяющие располагать достаточным количеством времени для погружения в учебу. Порой я совсем увлекалась — когда меня захватывал материал, я могла просидеть над домашней работой до трех ночи и только потом спохватиться, выключить компьютер и пойти спать.

Все это принесло еще и неочевидный профит. Локдаун коснулся всей нашей семьи, и дети тоже стали ходить на уроки онлайн — они последовали моему примеру и отнеслись к дистанционной учебе очень серьезно.
Любимые предметы: текстиль, концептуальные интерьеры и история мебели
Мне очень понравился курс по текстильному декору от Альфии Сулеймановой. Альфия показывала свои работы и работы известных дизайнеров. Для меня это стало открытием — никогда не придавала особого значения текстилю в интерьере, скорее воспринимала его как пылесборник, и вдруг мой мир перевернулся! Оказалась, что работа с тканями — очень тонкий и кропотливый труд. Уметь грамотно сочетать их в интерьере непростая задача, и это только один из элементов формирования концепции всего интерьера.
Базу, полученную на этом курсе, я еще не раз использовала в дальнейшем обучении. А еще у нас было интересное задание — обратиться к производителям и поставщикам тканей, задать им правильно сформулированные вопросы по конструктиву, цене, установке и другим особенностям, и представить домашнюю работу с рекомендациями и визуализациями. Я выбрала компании в Лондоне и Барселоне, сформулировала вопросы на английском, получила внятный ответ и выполнила задание. Отличная практика «из жизни».
Источник: Портфолио Юлии

Анастасия Чалая (ведет «Дизайн концептуальных интерьеров») собрала колоссальное количество информации по современному искусству. Она читала лекции всего раз в неделю, но они длились по два часа, а то и больше. Мы посещали виртуальные выставки, по возможности ходили самостоятельно на реальные и постепенно осознавали идеи и цели современных художников, узнавали, на что обращать внимание и как считывать смыслы. Было очень вдохновляюще. А еще мы зарисовывали впечатления — у каждого получалось по-разному, и это становилось еще интересней. Так, постепенно, Анастасия подводила нас к созданию концепций пространств.
Дмитрий Близнец (ведет «Черчение») страшно потрепал нервы. Очень жесткий и придирчивый преподаватель, но именно он помог довести наши работы до блеска — сейчас я вспоминаю о нем с улыбкой и благодарна за своего рода «холодный душ».
Источник: Портфолио Юлии

У нас был короткий курс по истории мебели с Ольгой Якушевой — это такой преподаватель, к которому я бы не только на вебинары, но и на офлайн-занятия бы приезжала. Очень разумный человек с огромным багажом знаний и интересными лекциями. А в конце курса был сложнейший тест, который я прошла далеко не с первой попытки.

Также запомнился курс по архитектурному проектированию от Натальи Храмовой с интересными домашними заданиями на поиск нюансов, контрастов и цветовых сочетаний; «Декорирование» с Ирой Логиновой, на котором мы использовали полученные ранее знания; обучение презентациям от Ильи Насонова; цикл предметов от «Софт культуры», на котором мы осваивали архитектурные программы на продвинутом уровне; «Право», где мы проделывали колоссальную работу — составляли дизайнерские договоры с обсуждением каждого пункта.
Что дальше: продолжение обучения и работа в Милане
Я училась на двухлетней программе ДПО. Еще во время учебы поняла, что продолжу — я испытываю определенный голод к новым знаниям, и меня действительно захватила эта профессия.

Я планирую приняться за ремонт своей квартиры, но прежде, чем начать работать с клиентами, я хочу достигнуть уверенности в своей квалификации и получить больше знаний, больше инструментов. Сейчас я взяла дополнительный курс по дизайну жилых интерьеров у Еленой Никитиной, думаю послушать лекции Аси Савельевой (ведет «Концепцию интерьера»).

Еще я задумалась над тем, чтобы расширить область знаний — когда мы на программе по дизайну жилых интерьеров затронули экстерьеры, я поняла, что это мне тоже интересно.

В первую очередь, я планирую продолжить обучение в офлайн-режиме в итальянском вузе, для этого я изучаю язык и историю искусства. Я бы хотела поработать в лабораториях с разными материалами, потренироваться в сочетании цветов, фактур и текстур, научиться понимать процесс создания предметов мебели и попробовать создать что-то свое. И конечно же, познакомиться с интересными людьми из сферы дизайна, наработать свои профессиональные связи.
Источник: Портфолио Юлии

Один из ближайших запланированных шагов в карьере — работа в дизайнерском бюро, где я научусь вести проекты совместно с архитектором и подрядчиками. В России считается нормальным, если дизайнер сам дирижирует оркестром, а в Италии это чаще командная работа.

В то же время я выполняю небольшие работы: перепланировку квартиры, перестановку мебели и подбор мебели, декорирование. Нарабатываю опыт на своей квартире и квартирах друзей. С нынешними знаниями я могла бы брать заказы в России, но я хочу прийти к этому осознанно, когда буду натренирована и полностью уверена в себе. Думаю, такое решение продиктовано моим жизненным опытом.
Пять правил успешного студента
  • Конспектируйте. Это самое важное, особенно если речь о сложных программах вроде AutoCAD, SketchUp или даже Photoshop (для дизайна потребуются совершенно другие навыки, нежели, например, для фотографии). Даже сейчас, когда я уже не студент, иногда возвращаюсь к конспектам во время работы.
  • Ориентируйтесь на обратную связь от практикующих дизайнеров.
  • Тренируйтесь. Развивайте креативность и насмотренность: сверстайте презентацию на странную, хулиганскую тему — придумайте концепцию интерьера и сколлажируйте мудборд из картинок, которые найдете в интернете (журнальные вырезки тоже подойдут). Еще можно составить интеллектуальную карту — выберите одно слово и подберите к нему столько ассоциаций, сколько сможете. В конце отфильтруйте и выберите три главных слова, которые близки характеристикам вашего изначально задуманной темы. Или задайте себе какую-то определенную тематику и попробуйте сделать к ней 10 разных фотографий, фиксируя то, что увидите в окружающем мире.
  • Посещайте музеи и выставки.
  • Общайтесь и обменивайтесь информацией с людьми из разных сфер деятельности.
В закладки: фильмы, дизайнеры и фотографы
Фильмы
  • Альфред Хичкок, «Окно во двор».
  • Питер Гринуэй, «Повар, вор, его жена и ее любовник».
  • Александр Сокуров, «Русский ковчег».
  • Андрей Тарковский, «Солярис».
  • Андрей Тарковский, «Зеркало».
  • Андрей Тарковский, «Каток и скрипка».
  • Альбер Ламорис, «Красный шар».
  • Джузеппе Торнаторе, «Малена».
  • Витторио Де Сика, «Похитители велосипедов».
  • Андрей Звягинцев, «Елена».
  • Пон Чжун Хо, «Паразиты».
  • Юлиан Пельслер, «Стена».
  • Лиза Лангсет, «Отель».
  • Джонатан Глейзер, «Побудь в моей шкуре».
  • Роман Полански, «Резня».
  • Кристофер Нолан, «Интерстеллар».
  • Кристофер Нолан, «Начало».
  • Дени Вильнёв «Бегущий по лезвию».
  • Крис Коламбус, «Двухсотлетний человек».
  • Джеймс Кэмерон, «Аватар».
  • Стивен Спилберг, «Первому игроку приготовиться».
  • Райан Джонсон, «Достать ножи».
Арт-реклама
Рекламные ролики, снятые Дэвидом Линчем
Ридли Скотт, реклама Hennessy XO
Джейк Скотт, реклама Jonnie Walker Blue Label

Дизайнеры
  • Дизайн интерьеров: Пьер Йованович, Рик Оуэнс, Винченсо де Котис.
  • Графический дизайн: Лора Ламм, Шон Тан.
  • Дизайн одежды: Рик Оуэнс, Хусейн Чалаян, Йоши Ямамото
Художники
  • Вин Эванс
  • Ансельм Кифер
  • Ричард Лонг
  • Ричард Серра
  • Томас Сарачено
  • Йойои Кусама
  • Мирослав Балка
  • Микеланджело Пистолетто
Фотографы
  • Макс Уолдмэн
  • Шейла Мецнер
  • Диана Арбус
  • Мона Кун
  • Вивьен Майер
  • Йозеф Судек
  • Ги Ле Керрек
  • Филипп Халсман
  • Мартин Парр
  • Йозеф Куделка
  • Эллиотт Эрвитт
  • Марио Тестино
  • Энни Лейбовиц
  • Петер Линдберг
Музыка
  • Бьорк
  • Джон Колтрейн
  • Стэфан Граппелли
  • Рено Гарсия-Фонс
  • Билл Эванс
  • Чарли Паркер
  • Нина Симон
  • Жуан Жилбертау
Портфолио Юлии Боднаренко
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ