Иностранные заказчики и где они обитают

Опытные дизайнеры интерьеров, чьи портфолио украшают работы для иностранных заказчиков, отвечают на вопросы: Как подготовиться к выходу на зарубежный рынок? Есть ли разница в работе «здесь» и «там»? Как быть с дипломом и портфолио? А с языком? Что еще предусмотреть?
  • ГАЛИНА ПРИХОДЬКО
    Дизайнер, преподаватель курсов «Создание концепции интерьера», «Дизайн и право»
«Первое время работать очень страшно, боишься абсолютно всего. Потом адаптируешься»
Волей случая так сложилось, у меня прекрасные отношения с итальянскими коллегами. В последнее время это компания Luca Boffi. Все началось с того, что в нашем городе открылась первая итальянская студия дизайна, и меня пригласили в качестве дизайнера по интерьерам. Кроме того, я активный пользователь соцсетей, вот через них ко мне стали приходить небольшие частные заказы от американских архитекторов и декораторов. В силу юридических обязательств я не имею права публиковать эти работы и даже упоминать их компании или имена. Вначале это были 3d-визуализации по архитектуре, затем по интерьерам. После этого наибольший спрос получили эскизы.

Сотрудничество началось абсолютно случайно. Я никогда даже не думала о том, чтобы выйти за пределы российского рынка.

У меня только один совет, как подготовиться для выхода на иностранный рынок. Он универсальный: качественная работа и хорошее портфолио. Но все очень индивидуально. То, что работает для меня, может не подойти остальным. Американские коллеги очень ценят усердную работу и новаторство, а итальянские — художественный вкус и творческий подход. Еще будьте готовы к тому, что вам не избежать серьезной юридической подготовки при работе с иностранцами, тут всегда нужно держать ухо востро. Никогда слепо не доверяйте обещаниям, все должно быть документально оформлено и зафиксировано для обеих сторон.

Портфолио не заменить. Это железно! Встречают по одежке, как говорится. Точнее, встречают по портфолио, это самый важный важный инструмент любого профессионала! Если ваши работы цепляют, то к диплому особо не придираются, как себя зарекомендуете в процессе работы, такое отношение в итоге и получите. А вообще требования достаточно жесткие, и свою квалификацию еще нужно подтвердить, пройдя специальное обучение и тестирование. По итогам прохождения дизайнер получит диплом или сертификат.
Английский знать обязательно, хотя я английским не владею, и мы общаемся через переводчика. Но это пока. У меня в планах изучение английского с носителем языка.

Я очень гибкий человек, поэтому лично у меня проблем, связанных с культурой или менталитетом, до сих пор не возникало. Если обобщенно, то у нас — спонтанность и хаос. С зарубежными коллегами — строгий расчет, законность и порядок.

Конечно, лучше для начала освоиться на российском рынке. Уверенного специалиста с хорошей репутацией и проектами обязательно заметят. Профессионалы-универсалы на вес золота в любой стране.

Работать удаленно сложно только первое время. Через год формируется собственная система: режим дня, вы уже понимаете, сколько требуется времени на тот или иной этап, привыкаете к диалогу по электронной почте (этому тоже приходится учиться на практике) или по скайпу. Разница во времени тоже играет роль. К примеру: американский менеджер отправляет мне техническое задание и обозначает время сдачи работы «завтра». Но «завтра» у них наступает по российскому времени уже сегодня! Другой пример: я предложила идею по удаленным замерам объекта в реальном времени, когда я могу получить помещение не просто на бумаге, но и отслеживать сам процесс. Замерщику устанавливается камера, он замеряет все помещения, а я онлайн слежу за процессом и делаю свои заметки. Один минус — я не сплю почти всю ночь. Скажу честно, первое время так работать очень страшно, боишься абсолютно всего! Потом привыкаешь, адаптируешься. Нужно только время.
  • ИЛЬЯ НАСОНОВ
    Арт-директор, преподаватель курса «Проектирование жилых интерьеров»
«Даже если ты богом зацелованный дизайнер из России, без знания местного законодательства тебя не пустят»
Я участвовал в нескольких зарубежных проектах: работал как с российскими заказчиками за границей, так и с иностранными заказчиками здесь, в России. В 2010 году, делал квартиру директору российского представительства мебельных фабрик WWTS, ее напечатали в журнале SALON. В другом проекте, участвовал как консультант по декорированию и представитель столярного производства. Заказчиком был француз. Они разные, но итальянцы похожи на нас больше, чем французы…

При выборе дизайнера иностранцы, в общем-то как и все остальные, ценят рекомендации.
В случае с частными интерьерами диплом никому не интересен. Для крупных международных заказов, будь то офисы или общественные пространства, уже имеет значение и профильное образование, и опыт работы, и портфолио. Есть, конечно, прекрасные дизайнеры и без портфолио. Например, я знаю одну барышню, у которой есть инстаграм с отличными работами, но при этом нет официального сайта. Я подозреваю, что пул ее заказчиков узок и они против публичности.

Дизайнер — профессия публичная! Если тебя нет в информационном поле, то тебя не существует. Все оценивают первое — профессиональный сайт с большим количеством выполненных работ, и второе — социальные сети и активность в них.

Универсальный язык дизайнера — это рисунок, эскиз, чертеж. Но этого не достаточно для того, чтобы понимать заказчика. Это как в отношениях: должно пройти какое-то время для достижения полного взаимопонимания в любви и дружбе. В работе же, если у вас нет никакого языка кроме английского, времени должно пройти больше. Если вы знаете китайский и работете с китайским заказчиком, понимание придет быстрее.
Например итальянцы, почти как мы: они наша комическая версия, или мы их трагическая версия. А в работе с французами все было намного четче: более четкие и конкретные требования к работе. Заказчик знает, чего он хочет, и аккуратнее относится к деньгам. Но в целом, я должен заметить, что государственные границы понемногу стираются. Аналогично ведут себя сотрудники крупных компаний, необязательно иностранных. Они также четко понимают, чего они хотят, и аккуратны в обращении с деньгами.

Прежде чем начинать работать с иностранными проектами, необходимо изучить законодательство той страны, в которой ты будешь это делать. Сложно представить, что итальянский архитектор пойдет в бюро технической инвентаризации (БТИ). Даже если ты богом зацелованный дизайнер из России, без знания законодательства тебя не пустят. Лучше договорится с заказчикам, какой «кусок» работ вы сможете сделать, «обходя» работы, связанные с утверждением чего-либо с кем-либо.

Лучше браться за ту работу, которую ты можешь взять. Неважно где будет эта работа: в России или в любой другой стране. Если появится возможность поработать, постажироваться в известной студии, иностранной или российской, стоит за это взяться. Как говорится: «Где родился, хорошо стажировался, там и пригодился». Возможно, вы потом останетесь в той стране, где проходили стажировку, а может быть и нет. Вообще, это все непрогнозируемо.
  • ЕЛЕНА КАРЦЕВА
    Дизайнер PlaySys, главный редактор 3D Architettura. Digital Architecture Magazine
«Где бы вы ни работали, вы либо осознаете и вписываетесь в актуальный международный контекст, либо вы не современны»
Последние шесть лет я работаю в студии PlaySys (Милан, Италия), занимаюсь вопросами дизайна и UX. Мы реализуем проекты, связанные с виртуальной и дополненной реальностью, современными интерактивными технологиями, геймификацией и т.п. Каждый проект — результат исследований, экспериментов и слаженной работы всей нашей команды. Кроме того, один из моих последних проектов, которым я особенно горжусь, — дизайн интерьера нашего нового офиса в центре Милана в районе Порта Венеция, куда студия переехала в начале февраля.

Фактически моя работа в PlaySys началась с проектирования пространства для мобильной игры, в которой действие разворачивалось в жилых квартирах, и требовалось продумать реалистичную и одновременно интересную для игрока планировку, а также стилистическое наполнение, отражающее характер и образ жизни разных персонажей. Это был новый опыт для меня, как для дизайнера интерьера, — технические и интерактивные механизмы игры накладывали свои требования в сравнении с реальным миром.

Непосредственно в студию я пришла несколькими месяцами раньше в качестве главного редактора 3D Architettura. Digital Architecture Magazine (одна из марок, принадлежащих PlaySys). К тому моменту у меня за плечами были два высших образования, в том числе Master of Science in Interior Design, полученный в Scuola Politecnica di Design в Милане, а также более 15 лет работы в международных компаниях и издательских домах и длительный опыт работы автором и редактором в различных журналах.

Многое зависит от рынка, в том числе и законодательных особенностей разных стран, а также от той роли, на которую вы хотите претендовать.
Фрилансер, сотрудничающий с клиентами из разных стран, — это одна ситуация, а штатный сотрудник в международной корпорации — другая (и между этими полюсами может быть множество вариантов). Наверное, имеет смысл начинать подготовку с изучения законодательства, как международного, так и российского — самостоятельно или с помощью консультантов, чтобы понять, с какими странами вы хотите работать, в каком качестве и что вам для этого потребуется.

Стоит понимать, что если по каким-либо причинам вашему иностранному партнеру сложно оформить с вами отношения и еще сложнее осуществить вам оплату, то либо вы должны быть супер-уникальным специалистом, ради которого работодатель или заказчик будет готов обойти все бюрократические преграды, либо он предпочтет кого-то, с кем не возникает лишних сложностей, и в этом нет вашей вины. Важно задуматься и об обратном: стоит ли данная работа ваших усилий по преодолению препятствий?

Не думаю, что в вопросе портфолио ситуация чем-то отличается от России. Портфолио, на сайте и/или в печатном виде, это ваша визитная карточка, как по содержанию, так и по способу подачи. Если вы нацеливаетесь на конкретную компанию, имеет смысл заранее узнать их требования к подаче портфолио, резюме и мотивационных писем.

Рекомендации же — совершенно отдельная история. Как вы собираете информацию, чтобы убедиться, что фирма послезавтра не обанкротится, так и работодатель хочет быть уверен, что портфолио на самом деле состоит из ваших работ и что вы выполните задание в срок, а не исчезните накануне дедлайна.
К нам в студию ежегодно приходят на стажировку студенты, часто из разных стран и с разным опытом, некоторые совсем юные и только начинающие свой путь в профессии. В таких случаях и я, и мои коллеги на собеседовании смотрим не только на портфолио, но и на мотивацию, и опираемся на рекомендации преподавателей, с которыми мы сотрудничаем.

Диплом, конечно, важен. Кроме того, может быть важен диплом, выданный или подтвержденный в той стране, где вы планируете работать, или диплом какого-то конкретного учебного заведения с высоким рейтингом для данной специальности. Это могут быть как предпочтения работодателя, так и законодательные требования государства. Особенные требования, в виде государственных экзаменов и прочих дополнительных сертификаций, обычно бывают, например, к архитекторам, инженерам и прочим фигурам, обладающим повышенной ответственностью и правом подписи проекта в государственных инстанциях. В остальном же все зависит от страны и от среды.

В международных проектах, привлекающих много специалистов из разных стран, общим языком, конечно, будет английский. При этом, например, в Италии много маленьких мануфактур, в которых почти никто не говорит ни на каком иностранном языке — но в таких местах столетиями из поколения в поколение работают одни и те же семьи из окрестностей одного и того же городка, и вероятность попасть в них со стороны без каких-либо знакомств невелика. Так что архитектор сможет пообщаться с вами и по-английски, а подрядчики, скорее всего, будут говорить даже не на итальянском, а на одном из многочисленных диалектов.

«Как вы боретесь со своими дурными привычками? — Я с ними не борюсь, я ими наслаждаюсь» :) Вот так и для меня — разница культур это огромный плюс. Как дизайнеры, мы всегда проектируем что-либо для других людей. Так что чем более другие эти люди, тем лучше и интереснее. Мы даже кофе по утрам привыкли пить по-разному, что в итоге воплощается в совершенно разной организации и кухонь, и кафе. В Италии особая архитектурная и дизайнерская традиция, отсутствие типовой жилой застройки в ее российском понимании, иной климат, иная растительность и иная освещенность — это все не хорошо и не плохо, а по-другому. Любопытство питает вдохновение :)

Сложности могут возникнуть из-за стереотипов и неоправданных ожиданий. Даже в нашей с вами беседе речь идет о неком «иностранном мире», которого на самом деле как единого пространства не существует, даже Европа в реальности — это разные государства с разными законами, разными традициями и разной экономической ситуацией, что уж говорить о мире в целом. Так что, на мой взгляд, могут быть трудности, связанные с необходимостью встроиться в иную бюрократическую и налоговую среду,но не с людьми как таковыми.

Я думаю, что профессиональное сообщество всегда интернационально. Где бы вы ни работали, либо вы осознаете и вписываетесь в актуальный международный контекст, либо вы не современны. Выставки, конкурсы, журналы, образовательные программы — есть масса возможностей. Остальные детали и выбранная карьерная стратегия — вопрос индивидуальный и зависит от личных интересов и приоритетов каждого. Вряд ли тут можно дать универсальные рекомендации.

Подготовила Полина Весна
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ