});
дизайн интерьеров / 25 апреля

Себя показать: нюансы участия в выставках и конкурсах для дизайнеров

С самого начала карьеры дизайнер и декоратор начинают посещать профессиональные мероприятия, чтобы получать информацию о том, что происходит на рынке, и налаживать контакты с коллегами и поставщиками. Но не стоит забывать, что каждое мероприятие — открытая площадка, чтобы заявить о себе в профессиональных кругах.

Как раз самые богатые на события сезоны в году — весна и осень. Собрали инструкцию, за какими типами мероприятий следить дизайнеру, зачем и как в них участвовать с пользой для себя и что делать, если вы уже на месте.

I. Профессиональные выставки, ярмарки, фестивали — какие бывают?

Целевые — мероприятия, которые посещают ваши потенциальные клиенты.
Сопутствующие — смежные рынки, партнерские события, точки для экстенсивного развития.
Имиджевые — флагманы индустрии. Возможность позиционировать себя в качестве профессионала, например, в роли спикера-эксперта.
Торговые — ярмарки, фестивали, где можно продать свои работы в розницу, например, предметы декора.
Социальные — участие в них заявляет о вашей ответственной позиции по вопросам экологии, социальным процессам.
Зачем участвовать?
Тип мероприятия определяет его пользу. И все перечисленные типы объединяет PR-составляющая. Эффективность от участия не измеряется в денежных единицах (зачастую это вам придется вложиться в участие) и заметна не в краткой, а в далекой перспективе. Вряд ли от факта участия в выставке ваши продажи резко пойдут вверх. Самое ценное, что вы получите от нее — количество новых контактов потенциальных клиентов и партнеров, крупный срез живой информации о рынке (тренды, спады, активности, механики продвижения бренда и продукции), уникальную личную информацию и сведения о конкурентах. И с этой информацией предстоит еще поработать после окончания мероприятия!
  • Яна Светлова
    Дизайнер, Yana Svetlova Wallcoverings
    «Участие в выставках для дизайнера не просто желательно, а необходимо. Это лучший способ громко заявить о себе, выбраться за пределы своей аудитории и подкрепить узнаваемость своего бренда, встать в один ряд с европейскими коллегами.
    Я впервые участвовала в профессиональной выставке Maison & Objet в Париже в 2015 году, и она сыграла в развитии моего бренда колоссальную роль. Сейчас мне очень нравится выставка в Нью-Йорке — она помогла мне выйти на американский рынок. Очень хороша Decorex в Лондоне, достаточно камерная и гораздо более люксовая. Хорошо, когда есть серьезный отбор, это значит выставка точно не превратится в базар и будет держать свой уровень».

  • Анна Муравина
    Декоратор, дизайнер интерьеров
    «Участвовать в выставках стоит, если хочется проверить, насколько ваша продукция интересна и каков на нее спрос. Экспорт из России сопряжен с таким количеством проблем, что экономической выгоды заниматься этим я не вижу. Если вы хотите продавать свой дизайн, то для этого вам не нужны выставки. Просто общайтесь с производителями и предлагайте свой дизайн.

    Я дважды выставлялась на Maison & Objet: в сентябре 2015 и в январе 2016 года. Мне было интересно проверить, насколько мои принты будут актуальны в Европе. Для развития бренда это ничего не дало, но прибавило уверенности в себе, потому что успех был большой».
  • Денис Милованов
    Основатель SÓHA Concept
    «Участие в выставках — для дизайнера очень важная составляющая стратегия развития бренда, возможность получить отклик на свою работу, завести знакомства и найти покупателей — по крайне мере, мы с каждой вставки получали именно это.

    В 2013 году мы начали с Maison & Objet, и это дало сразу все: и узнаваемость бренда, и новые полезные знакомства, и, конечно, продажи. Потом были выставки искусства и коллекционного дизайна PAD Paris, выставка коллекционного дизайна Design Miami/Basel и AD Сollection. Они все равные, но каждая по своему интересна, имеет свои особенности и аудиторию».
Каковы условия участия?
А. Платное участие и спонсорство мероприятия. Обычно такой тип участия подразумевает отдельный стенд с возможностью транслировать презентацию, размещать рекламные материалы, общаться с потенциальными клиентам и партнерами напрямую. Самые частые участники такого типа — не дизайн-бюро, а производители и поставщики товаров и материалов для интерьера.

Б. Бесплатное участие или скидка за услугу
Стенд за бартер или со скидкой. Организаторы заинтересованы в окупаемости мероприятия и в том, чтобы выставка была максимально заполненной — это напрямую влияет на ее статус в профессиональном сообществе. При наличии крупной базы подписчиков можно предложить мероприятию информационное партнерство в своих каналах в обмен на небольшой стенд или размещения информации о вас на сайте события, в официальном каталоге и т. д.

Если база ваших подписчиков не столь велика, не отчаивайтесь. Стенды — самое тяжелое в плане продаж. Всегда их рентабельность зависит от мероприятия (на некоторых выставках стендов нет уже за 3 месяца до начала), но всегда их арендуют в последнюю очередь. Не стесняйтесь просить скидку «просто так» и предлагать варианты, чем вы можете быть полезны, в обмен на снижение стоимости.
Выступление с лекцией, мастер-классом или организация деловой программы. Отраслевые выставки всегда сопровождаются насыщенной деловой программой: конференциями, лекциями и мастер-классами. На каждом мероприятии существует несколько зон с тематическими выступлениями, так что спикеров много не бывает. Предложите свою кандидатуру с указанием темы выступления и основными тезисами. Интересная формулировка и подчеркнутая актуальность проблемы напрямую влияют на положительное решение организаторов.
Оформление проходных зон. Несмотря на большое количество участников, на выставочной площадке остаются менее привлекательные, проходные участки и пустые углы. Самое простое решение для дизайнера — предложить услуги оформления своими материалами и силами за возможность бесплатно участвовать в мероприятии. Как и в случае с выступлением, свою кандидатуру стоит предлагать только вместе с концепцией и планом того, что бы вы хотели сделать на доступном пространстве. Неплохой шанс быть замеченным организатором.
Дизайн стендов для участников выставки. Определенное количество стендов выставки распределяется среди партнеров организаторов. Но не все они в силу специфики считают возможным украшать свой стенд. Предложите партнерам мероприятия бесплатно оформить стенд за возможность поучаствовать поприсутствовать на их стенде лично, либо оставив свои рекламные материалы. Выходить на организаторов эффективнее с готовым решением и наличием портфолио с примерами оформления похожих пространств.
Организация сопутствующего мероприятия. Как правило, в пешей доступности от площадки, где проходит главное событие, располагаются площадки поменьше. Изучите прошлогодний каталог и узнайте, кто участвовал в событии в прошлом году — в ваших руках контактная база тех, кого можно пригласить в соорганизаторы и посетители сопутствующего события. Продумайте мероприятие так, чтобы оно было интересно аудитории основного события. Вам наверняка есть, сто рассказать и показать, чему научить на бесплатной основе. Привлекайте аудиторию своим профессионализмом.
Что делать на мероприятии?
1
Предварительно составьте календарь активности.
Сверяйтесь с сайтами, где публикуют информацию об актуальных выставках и анонсируют основные мероприятия. Обращайтесь на сайты крупнейших площадок вашего города. В Москве это: МВЦ «Крокус Экспо», ЦВК «Экспоцентр» и ВДНХ. Узкотематические и менее масштабные события проводятся на дизайн-заводе «Флакон» и в центре современного искусства «Винзавод».
2
Выберите цель.
Посещение мероприятия, как и возможность «встать» на нем со своим стендом — как правило, не бесплатно. Исходя из типа мероприятия (целевое, имиджевое, сопутствующее и др.), определитесь, что ожидаете получить от выставки и, соответственно, что будете делать на месте.
3
Подготовьтесь.
Продумайте, как будете собирать контакты посетителей и интересующих вас партнеров. Никто не торопится оставлять контакты, если не понимает, чем вы можете быть ему полезны. Спланируйте сценарий разговоров, если будете стоять за стендом и общаться в деловой зоне. Предложите бесплатную консультацию дизайнера по вашему профилю в обмен на визитку. Подготовьте полиграфию: визитки, каталоги, листовки, визитки. Поставьте измеримые цели, например, собрать 200 контактов за 2 дня. Так будет гораздо проще работать.
4
Настройтесь доброжелательно и… шевелитесь.
Будьте максимально открыты, особенно если вы в статусе новичка, не стесняйтесь «ловить каждый проходящий взгляд» и приглашать человека за стенд. Скорее всего, вы уже заплатили за потенциальные контакты, так что не упускайте их.
5
Дожимайте.
Продумайте активности — пресс-релизы, посты в соцсетях — накануне мероприятия, во время и после него: контакты в профессиональных соцсетях, например, в Linkedin и Facebook, email-рассылки по полученным базам, телефонные прозвоны. Обычно после мероприятия у вас есть не более трех рабочих дней, чтобы закрепить контакты. Затем люди люди забывают, что общались с вами.
II. Профессиональные конкурсы — зачем участвовать?
  • Мария Малицкая
    Архитектор, главный редактор портала ARCHITIME.RU, обладатель Международных премий в области дизайна
    «Соревнование — превосходная питательная среда для рождения талантливых идей, стимулирующая лучшие умы. В результате конкурсов появились известнейшие предметы интерьера, созданные Алваром Аалто, Ээро Саариненом и многими другими. Знаменитые стулья Вернера Пантона ставшие культовыми предметами 20 века, тоже родились на свет благодаря конкурсу, причем, самое интересное, что в конкурсе дизайнер тогда не победил, но всё же, идеи, разработанные им для конкурса, впоследствии сделали творения Пантона иконами дизайна».
  • Алиса Минкина
    Победительница итальянского конкурса A'Design Awards

    «Конкурс — прежде всего, PR. Победить в статусном конкурсе престижнее — все будут делать акцент на величине конкурса — но и конкуренция там велика. Я бы советовала не пренебрегать и менее известными соревнованиями. Только смотрите на состав жюри — это играет немаловажную роль.

    Среди основных дизайнерских соревнований я бы выделила Red Dot, A'Design Award, IF Design Award, European Product Design Award, Lexus Design Award, Good Design Award, Dyson Awards».

КАКОВЫ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ?
ЧТО ПРЕДОСТАВИТЬ НА КОНКУРС?
«Бывает по-разному: иногда представить можно уже готовый продукт, и тогда задача — понять, есть ли в твоем портфолио продукт, который ты можешь заявить на конкурс. Иногда — проект приходится разрабатывать специально под конкурс. Например, если какая-то известная компания хочет расширить свою линейку и ищет новые решения.

Конкурсы бывают платными и бесплатными. Большинство известных конкурсов в сфере дизайна — платные, но вполне реально найти и бесплатные популярные соревнования», — Алиса Минкина
«Как правило, представить нужно рендеры (визуализацию) проекта и красивую картинку, четкое описание функционала и материалов. Но если проект подразумевает под собой какое-то исследование, обязательно должен быть прототип предмета, его функциональный анализ. Важно понимать, что если проект исследовательский, первый вопрос судей будет о том, были ли проведены исследования. Но иногда достаточно заявить на конкурс только концепт — если он понравится жюри, вам дадут возможность провести исследования на следующем этапе конкурсного отбора. Самое главное здесь — внимательно читать правила конкурса и требования к заявке на участие», — Алиса Минкина
Санаторий «Паймио» Алвара Аалто, 1930
Технический центр General Motors Ээры Сааринена, 1956
Стулья и интерьеры Вернера Пантона
Источники: houzz / design-mate [1] / rdh / design-mate [2] / finnishdesignshop / knoll / larissacarbonearquitetura / robotspacebrain
Подготовила Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ