ДИЗАЙН интерьеров / 16 мая

«Я живу в настоящем. Прошлое бессмысленно»

КАРИМ РАШИД
Настоящая «суперзвезда дизайна». Он получил более 300 наград и имеет около 3000 проектов в производстве. Разрабатывает дизайн гостиниц, мебели и предметов декора, персональных гаджетов и домашней техники, авторучек и даже корзин для мусора.

Будучи одним из самых плодовитых дизайнеров эпохи постмодерна, выделяющейся творческим переосмыслением прошлых декад, он утверждает, что отказывается стилизовать свои работы, потому что дизайн должен откликаться на вызовы именно сегодняшнего дня.
Даже неискушенный читатель, встретив объекты Рашида в медиа, обратит внимание, что дизайнер очень часто использует пластик и яркие полимеры. Собрали самые выразительные высказывания Карима Рашида о его подходе к работе, любимых технологиях и материалах.
Важно создавать большие белые пространства с акцентами насыщенных положительных цветов. Мне нравятся розовый, серебряный, золотой, голубой, оранжевый и лаймовый. У меня есть склонность выбирать глянцевые, гладкие и чистые поверхности, а также материалы и текстуры, которые «не ностальгируют». С самого начала меня соблазняли текстуры и формы пластика. Я помню бесчисленные предметы, которые были у меня в детстве, в родительском доме, которые сыграли значительную и формирующую роль в моей жизни. Все они были выполнены из ярко окрашенного пластика.
Мне интересно документировать период, в котором мы живем, и одновременно изменять его. Все объекты и пространства имеют семантический язык. Они говорят с нами. Определенные формы, линии, цвета, текстуры — все они сообщают нам определенное состояние. Объекты и пространства должны касаться нашей чувственной стороны.

Консервативное мышление не поможет вашему росту, а вместо этого вызовет подражательство. Вы должны отделять себя от других. Найти новую семантику, новую эстетику, экспериментировать с новыми материалами, с новыми поведенческими подходами. Многие продукты имеют очень короткий срок жизни, и они должны улавливать дух времени. Всегда помните очевидные критерии человечности (так называемый Human Сentered Design) в продукте: эмоция, простота использования, технологические достижения, новый метод продукта, юмор и смысл, а также позитивный, энергичный и гордый дух в продукте. Этого не хватает!
Моя точка входа в каждый проект: «Нужно сделать что-то оригинальное!» Если я не собираюсь этого делать, то не понимаю, каков тогда будет мой вклад. Мы производим много, даже слишком много одинакового.
А я думаю о ноумене, о начале идеи или мысли, которая могла бы запустить огромные изменения, — это первое.
Второе — это вызов, влияние на общество.
А третье — это произведение первых двух.
Я чувствую, что нам нужно говорить о времени, в которое мы живем. Не нужно говорить о прошлом. Если я сейчас начну проектировать здание, я надеюсь использовать самые современные технологии. Я надеюсь создать пространство таким образом, чтобы оно отражало наши текущие поведенческие шаблоны, нашу социальную жизнь. Я стараюсь сосредоточиться на том, что происходит сегодня, разобраться: что это за мир, в котором мы живем сегодня?
В конце семидесятых одним из моих профессоров в университете был Маршалл Маклюэн. Он написал «The Medium is The Message» (что в примерном переводе на русский значит «средства связи (почта, телефон, интернет) и есть коммуникация, то есть техника определяет саму деятельность, общение». — Ред.). Поэтому у нас в университете было много разговоров о технологии, о футуризме.
Я полностью против идеи пытаться подражать и копировать старые стили. Архитектура и дизайн должны быть зеркалом нашего времени. Я считаю так: все, что производится в мире, все физическое, должно комментировать или размышлять на тему цифровой эпохи, будь то метод производства, новый материал или новый образ жизни. Я бы не стал покупать лошадь, слушать граммофон и пользоваться ретротелефоном. Я не стал бы спать на соломенном матраце, на кровати с кованым изголовьем и не стал бы вырезать чучела-обереги на фасаде своего дома. Мы не должны повторять прошлое. Прошлое прошло. Когда мы проектируем новое, мы используем современные технологии для формирования будущего.

Дизайн основан на современных критериях, не на прошлом.
Он не основан на приведении ссылок из истории. Если я сейчас разрабатываю пластиковый стул, я собираюсь использовать умный полимер, возможно, что-то, что можно переработать. Или я использую полимер, полученный из сахарного тростника вместо нефти. Хорошо, а теперь я хочу, чтобы стул складывался, или был легким, или суперудобным, или гибким. Это все новые современные критерии. Но так вы и формируете будущее, не так ли?
Если бы я мог создать любой футуристический материал? Я думаю, что это будет полимер. Это должен быть какой-то пластик. Мне действительно нравится полимер, кристаллическая структура. Я бы хотел построить здание, которое было бы легким, пластиковым, но полностью «живым», «подвижным», действующим, как цифровой экран устройства. Сейчас мы все еще немного в аналоговом мире, все еще погружены в идею постоянства. Я не верю в постоянство.

В 2009 году я нашел технологию — это компания в Бразилии, которая производит полимер из сахарного тростника. Вы смотрите на кресло из поликарбоната, оно красиво, и оно биоразлагаемо. Во многих своих проектах по всему миру я использовал эту технологию. Так получаются легкие, интересные, провокационные вещи.

В будущем дизайн будет меняться вместе с технологией. Промышленный дизайн зависит от дизайнеров, осваивающих новые технологии, будь то материалы, способы производства или новые изобретения. Возможно, людям нравится думать, что дизайн связан с более поверхностными тенденциями, но дизайн — это именно технология, которая нас ведет.

Подготовила Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ