— В первую очередь я — архитектор. Это задает определенную специфику взгляда на проектирование пространств. В качестве примеров хотелось бы взять два построенных уже дома и еще два интерьера, находящихся в процессе реализации.
Начну с самого первого проекта, который мы делали. Это очень недорогой дом в деревне Лапино. С него не то чтобы началась наша карьера как студии, но именно на этот дом пришло огромное количество заказчиков, он попал во всевозможные журналы, был упомянут на всех, наверное, российских и многих иностранных архитектурных и интерьерных сайтах. Нам за него дали несколько премий, так что это, по всем признакам, серьезный успех.
Как именно строилась работа над этим домом? Главный вопрос — всегда в том, как мы формируем пространство. В основе у нас всегда лежит сильная скульптурная история. Она делает возможным работу с пространством. Дальше на нее накладываются материалы, они уже служат определенным композиционным целям, но изначально они заданы самим пространством.
Дом для пятерых человек: суперкомпактный, все интерьерные решения, которые там есть, продиктованы его архитектурой. Берем гостиную: темная стена, внешняя светлая стена, центральное ядро, на которое нанесен паттерн. Внешнее, внутреннее и центральное — это и есть самое важное в интерьере. А каким конкретно в данном случае будет ядро, каким конкретно будет внешнее и каким конкретно будет внутреннее, по большому счету, не так важно. Оно может быть любым. Главное, что ты формируешь определенное фундаментальное композиционное представление и уже внутри него действуешь, меняя материалы, нанизывая их друг на друга.
Возьмем другой проект. Перед нами — сложная форма дома, в которой виден определенный конфликт черного простого остроугольного объема с закругленным светлым объемом, который к нему не примыкает с одной стороны. История этого конфликта возникает непосредственно из участка, на котором стоит дом. Работа с контекстом — это очень важная вещь. Контекст до такой степени формирует ответ на архитектурный вопрос, что, по сути, сам же и навязывает результат. Что мы делаем, прочувствовав контекст территории? Мы незамысловато начинаем с плана. Через него приходим к функции.
Главное — мы всегда работаем с определенным конфликтом. Пытаемся сформулировать то, что не нравится, и потом начинаем это решать. Собственно, решение, которое мы предлагаем, и есть результат, который получится. Изначальная идея может быть очень простой, но с учетом всех гипотез, пожеланий заказчика и контекста работы она трансформируется. Эта трансформация — самая важная вещь в работе.
Лишь собрав здание, мы переходим к работе с интерьером. Получается, есть некая наружная схема, чешуя, и есть ядро — и они должны контрастировать. Это то, что мы изначально принимаем как аксиому.