});

«Миграционный» период

Что, если у дизайнера интерьеров временно нет больших заказов на проектирование жилых и общественных пространств? Попросили преподавателей Факультета дизайна интерьеров вспомнить личный опыт и поразмышлять, чем может заняться специалист в это время. Подсказка: налаживанием и возобновлением деловых связей, декорированием, созданием временных пространств и промышленным дизайном.
  • Илья Насонов
    Арт-директор, преподаватель курса «Проектирование жилых интерьеров»
Все большие архитектурные или дизайнерские проекты начинаются с малого. Если посмотреть на программу факультета Строгановского института, который я закончил, то первое творческое задание, которое получает студент факультета дизайна, — это витрина магазина.

Специализация дизайнера выявляется со временем, она не может наступить сразу. Нравится тебе делать интерьеры, так ты и будешь их делать, нет — можно уйти в другом направлении от того, которое ты выбирал первоначально. Вот проектируешь ты барный интерьер, и какая-нибудь компания, которая производит барные стойки, предлагает сделать барную стойку для нее — тут, пожалуй, стоит согласиться. Получается, что интерьерный дизайнер должен стать предметным дизайнером, потом вернуться и посмотреть на проектирование интерьеров другими глазами. Это всегда очень интересно.

Обратите внимание на европейских дизайнеров и архитекторов, которые мигрируют внутри профессии. Они менее зажаты, чем мы. Например, среди итальянцев очень распространена этакая многостаночность: каждый третий архитектор разрабатывает коллекцию для мебельных фабрик, узоры для ковров, декоративный фарфор и прочее.

Здесь возникает самый главный вопрос: на самом деле перейти из одного состояния в другое довольно сложно. Я сам занимался и продажей мебели, и созданием предметов, пытался даже работать с крупными сетевыми фирмами и проектировать для них какие-то проекты. Пока не могу похвастаться особым успехом. Потому что серийное производство, например, интерьеров и витрин для сетевых магазинов — это промышленный поток. Чем клиент более сетевой, тем меньше дизайна. У него очень жесткие рамки, которые говорят тебе, как выстраивать интерьер.

Что касается реализации в оформлении, я не встречал ни одного крупного международного бренда, который бы разрешал вольничать в декорировании, например, витрин. Там есть установка сверху. Это даже не совсем дизайн, это некий декоративно-конструкторский подход. Впрочем, есть флагманские магазины, там часто у дизайнеров развязаны руки. Но в основном это дизайнеры, которые регулярно работают с брендом или в команде бренда.

Но все-таки есть и миграция внутри направлений. Я могу похвастаться примером, как мы сначала спроектировали квартиру генеральному директору одной известной фармкомпании, а затем он попросил сделать ему в торговом центре красивую точку. Мы там прекрасно отработали и реализовали проект. А есть фирмы, которые не доверяют свои проекты дизайнеру со стороны. Но это мое мнение, основанное на личном опыте.
1
Как говорил римский император Марк Аврелий: «Делай что должен, и будь что будет». Нужно всегда пробовать и вести переговоры.
2
Дизайнер — всегда разносторонний человек, который должен разбираться во всем.
3
Хорошо составленное ТЗ любого проекта — это 70% результата.
  • Галина Приходько
    Дизайнер, преподаватель курсов «Создание концепции интерьера», «Дизайн и право»
В моем опыте такие периоды (когда нет больших заказов на оформление интерьеров. — Ред.) были, но поскольку я мастер на все руки, то с работой проблем не было. Я выполняла заказы на интерьерную живопись, росписи, декорирование мебели. Занималась текстильным оформлением. Очень выручало оформление витрин в торговых центрах: только начинали заниматься реализацией — тут же прибегал сосед или конкурент и говорил, что ему тоже надо.
  • Александр Зальцман
    Креативный директор студии «Свечение», лидер Факультета дизайна интерьеров
У дизайнера есть довольно много разных возможностей для профессиональной реализации. Он может работать на себя или в дизайн-студии. В архитектурной студии, где есть направление интерьера, например как в крупной компании Бориса Левянта или в UNK.

Разумеется, широта выбора зависит от профессионального уровня и пожеланий дизайнера. Когда дизайнер находится в начале своей карьеры, ему даже полезно поработать в разных местах. Например, в дизайне выставок (это очень подходит людям, которые любят заниматься мелочами), быстрых проектах и визуализации.

Для развития подойдет любое место, где требуются вкус, умение работать с пространством, умение чертить и рендерить. Частая тема для образованного специалиста — визуализация.

Есть отдельное декораторское направление, куда можно развиваться: дизайн мероприятий, самых разных — от семейных событий до корпоративных и городских фестивалей.

Наконец, государственные и муниципальные организации. Например, креативный директор или дизайнер в городском парке, где проводятся различные события. В крупных парках, вроде ВДНХ, есть позиция архитектора, ведущего архитектора и руководителя. Они занимаются благоустройством, инсталляциями, садово-парковыми объектами и сооружениями. Составляют технические задания, сверяют их с нормативами, контролируют бюджеты и работу подрядчиков.

В любом из выбранных направлений нужно отталкиваться от заказчика и манеры, в которой он привык воспринимать информацию. Это презентация, которая просто инфографика, на понятных примерах показывающая заказчику, как можно сделать тот или иной проект. При этом в работе с малыми формами нужно уметь их продумывать. Понимать, какие существуют на рынке стандартные решения, которые стоит показать заказчику как примеры всего плохого и дешевого, и предложить ему решение лучше. Заказчик любую дизайнерскую работу сравнивает с доступной и стандартной. Надо уметь показать, что ваше решение гораздо лучше, незначительно дороже и легко реализуемо.

Подготовила Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ