Все большие архитектурные или дизайнерские проекты начинаются с малого. Если посмотреть на программу факультета Строгановского института, который я закончил, то первое творческое задание, которое получает студент факультета дизайна, — это витрина магазина.
Специализация дизайнера выявляется со временем, она не может наступить сразу. Нравится тебе делать интерьеры, так ты и будешь их делать, нет — можно уйти в другом направлении от того, которое ты выбирал первоначально. Вот проектируешь ты барный интерьер, и какая-нибудь компания, которая производит барные стойки, предлагает сделать барную стойку для нее — тут, пожалуй, стоит согласиться. Получается, что интерьерный дизайнер должен стать предметным дизайнером, потом вернуться и посмотреть на проектирование интерьеров другими глазами. Это всегда очень интересно.
Обратите внимание на европейских дизайнеров и архитекторов, которые мигрируют внутри профессии. Они менее зажаты, чем мы. Например, среди итальянцев очень распространена этакая многостаночность: каждый третий архитектор разрабатывает коллекцию для мебельных фабрик, узоры для ковров, декоративный фарфор и прочее.
Здесь возникает самый главный вопрос: на самом деле перейти из одного состояния в другое довольно сложно. Я сам занимался и продажей мебели, и созданием предметов, пытался даже работать с крупными сетевыми фирмами и проектировать для них какие-то проекты. Пока не могу похвастаться особым успехом. Потому что серийное производство, например, интерьеров и витрин для сетевых магазинов — это промышленный поток. Чем клиент более сетевой, тем меньше дизайна. У него очень жесткие рамки, которые говорят тебе, как выстраивать интерьер.
Что касается реализации в оформлении, я не встречал ни одного крупного международного бренда, который бы разрешал вольничать в декорировании, например, витрин. Там есть установка сверху. Это даже не совсем дизайн, это некий декоративно-конструкторский подход. Впрочем, есть флагманские магазины, там часто у дизайнеров развязаны руки. Но в основном это дизайнеры, которые регулярно работают с брендом или в команде бренда.
Но все-таки есть и миграция внутри направлений. Я могу похвастаться примером, как мы сначала спроектировали квартиру генеральному директору одной известной фармкомпании, а затем он попросил сделать ему в торговом центре красивую точку. Мы там прекрасно отработали и реализовали проект. А есть фирмы, которые не доверяют свои проекты дизайнеру со стороны. Но это мое мнение, основанное на личном опыте.