В феврале состоялся первый выпуск Факультета дизайна интерьеров

Ксения Абибулаева, получившая заслуженный диплом с отличием, рассказывает, как проходила работа над проектом
Работа над проектом продолжалась около трех месяцев, начиная с ноября. Все началось с разработки палитры материалов, выбора стиля, поиска подходящего помещения. После этого мы с Ольгой Митник (руководителем дипломной работы. — Ред.) очень долго работали над планировкой, так как в проектировании офиса планировочное решение играет не последнюю роль. Помимо соблюдения всех эргономических норм необходимо было создать функциональное, максимально комфортное для сотрудников и посетителей пространство. Для этого нужно понимать рабочие процессы компании в целом и каждого сотрудника в отдельности. После разработки планировочного решения началась работа над 3D-визуализацией, на основе которой потом готовились рабочие чертежи.

С самого начала я планировала делать проект гостиницы, очень долго искала подходящее для нее помещение, но все, что я находила и отправляла на согласование Ольге, не подходило. Когда я нашла здание, которое использовала в итоге в проекте, то сразу поняла, что для гостиницы оно точно не подходит, но оно мне так понравилось и внутри, и снаружи, что я решила посоветоваться с Ольгой. Она мне тогда подсказала, что это здание идеально подходит для проекта какого-нибудь крутого офиса. Я сразу откинула идею с гостиницей и решила, что работать над офисом будет даже интереснее, тем более я знала, что у Ольги есть серьезный опыт в проектировании офисных пространств, и она сможет дать много полезной информации.

Основных этапов в работе было три: разработка планировки и общей концепции, 3D-визуализация проекта, рабочий проект. На каждый этап было потрачено много времени и сил. Но на 3D я потратила больше времени, чем хотела, потому что долго искала вариант, который бы меня полностью устроил. Из-за этого сократилось время нарабочий проект, поэтому не смогла его проработать так детально, как планировала. Но постаралась выжать максимум из того, что было.

У меня было три варианта концепции. Сначала я собиралась использовать совсем другие цвета и другой стиль, но, когда перешла к разработке 3D, поняла, что мне совсем не нравится то, что получается. Можно сказать, что я три раза начинала все сначала, и это заняло очень много времени. Итоговый вариант был готов всего за неделю до назначенного срока сдачи всех материалов. Он мне сразу понравился, получился такой легкий, светлый, ненавязчивый интерьер. Довольно простой, но не банальный, как мне показалось.

Референсы ищу в основном на Pinterest. Но на этот раз еще просмотрела кучу проектов на officenext, там показывают и рассказывают о лучших российских и зарубежных офисах.

Чертежи искала на сайтах с арендой и продажей нежилых помещений. В некоторых объявлениях указывалась очень подробная информация об объекте, данные об инженерных системах, фотофиксация, имелись приемлемого качества чертежи.

Самым трудным за весь проект было побороть свое желание все довести до идеала. Нам еще во время обучения говорили, что от перфекционизма нужно избавляться. Преодолеть это было тяжело, но деваться некуда, сроки уже поджимали, а сдавать хоть что-то нужно было. Но в итоге я почти всем довольна в своей дипломной работе, только над рабочими чертежами еще немного можно поработать, ну и добавить визуализации других помещений.
Офис консалтингово компании ALMO
В ходе работы над проектом я узнала, что есть очень много нюансов в проектировании офисов. Мне показалось, что это один из самых сложных объектов среди тех, что я проектировала. Нужно было изучить и учесть множество норм по минимальным размерам, по освещению, по площади кабинетов и подсобных помещений и т. д. Нужно было продумать, где и как должен поглощаться шум — для спокойной работы сотрудников, где они будут обедать, как не дать запахам распространиться по всему офису и многое другое. Кроме того, я хотела спроектировать гибкий офис, т. е. у сотрудников должно было быть несколько вариантов рабочих мест: это и стационарные места, и зоны для командной работы, и помещения для одиночной работы. Над этим тоже пришлось подумать.

Собирать все воедино было несложно, мы уже много раз это делали в процессе обучения. Мы, можно сказать, от и до создавали проекты и жилых, и общественных, иконцептуальных пространств, поэтому многие навыки уже отработаны почти доавтоматизма.

Рендеры я делала с помощью Corona. На итоговые картинки потратила около 5−7 дней.

К предзащите у меня было готово очень мало материалов, поэтому и доклад был короткий. Я решила, что смогу рассказать про проект все и так, поэтому речь не написала. Это была большая ошибка. Без подготовки моя речь получилась скомканной, я не сказала практически ничего из того, что хотела. Поэтому при подготовке к защитея первым делом отрабатывала речь. После предзащиты исправлений было много. Безизменений остались только планировка и несколько планов из рабочих чертежей.
Без названия
К моменту старта работы над дипломом я уже спроектировала сама 4 жилых объекта (3 квартиры и 1 коттедж) и один небольшой общественный (помещение школы при детском санатории). Кроме того, помогала одной студии с визуализацией и другой несложной работой (коллажи, чертежи).

Мне очень нравится работать с Ольгой. Она всегда очень развернуто отвечает на все вопросы, дает необходимые ссылки, советует, какие нормативные документы изучить, тщательно смотрит работы, находит все недочеты, даже самые мелкие. Она довольнотребовательна ко всему, что связано с технической частью проекта, любит, чтобы все было сделано грамотно. К оформлению чертежей тоже относится строго. Но мне это очень нравится. Многим вещам, которые я уже применяла в дипломном проекте, я научилась у Ольги еще на втором курсе, когда она вела у нас проектирование общественных пространств. Поэтому я была рада любым ее комментариям, любой критике. Для меня это бесценный опыт.

Теперь думаю продолжать работать на частной основе. Собрать свое портфолио из последних работ, создать сайт, начать вести свой блог в Instagram и т. д. Пока что планы вот такие. Если говорить о направлении, то хочу сосредоточиться на жилых помещениях, получить побольше опыта, а потом уже брать что-то посложнее и помасштабнее.
  • Ольга Митник, архитектор-дизайнер, преподаватель курса «Проектирование общественных интерьеров»
    Работа проходила легко, потому что еще на курсе было видно, что и Ксения, и Кристина (Кристина Крысак, еще одна наша выпускница, которая под руководством Ольги защитила диплом на «отлично». — Ред.) — способные студентки и нацелены получать реальные знания для работы, а не «для галочки». Вначале сложная задача — это найти реальное помещение с планировками, размерами, придумать «легенду» для объекта.

    Ксения выбрала офис. Очень важно было проектировать не просто офис абстрактный, а взять реальную или придумать свою компанию, в которой есть идеология, понимание бизнес-процессов, атмосферы в коллективе и многого другого. Вот Ксения и придумала свою корпорацию, описала ее, чем занимается компания, как работают, кто сотрудники и т. д. Это важный момент проектирования — понимать заказчика и его особенности в самом начале, потому что они будут непосредственно влиять на планировку и весь проект целиком.

    Планировку офиса мы переделывали не один раз. Столкнулась с интересным феноменом: до этого студентка работала в основном с небольшими объектами. Задача на них — как можно компактнее все разместить. А тут большие площади, много места, поэтому первая планировка у Ксении была «неравномерная», если можно так сказать. Плюс мы долго колдовали над принципиальным расположением функциональных зон офиса, смотрели, как будет лучше. В итоге получился образцово-показательный офис.

    Относительно стилистики интерьеров я студентам даю полную свободу выбора. Где, как не на учебных проектах они могут полностью придумать так, как нравится им, отработать свои предпочтения в стилистике. Это важно для формирования авторского стиля и для портфолио. Конечно, мы консультировались по стилистике, цветам, материалам. Но чувство прекрасного у студенток, которые со мной работали, очень хорошо развито. У обеих интерьеры получились очень стильные и актуальные.
Подготовила Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ