Чтобы лучше понимать содержание своей работы, архитекторы должны взаимодействовать со своим временем и своими современниками. Архитектор должен задавать себе вопрос:
«Что нужно людям? Что я могу им предложить?» Для этого профессионал обращается ко всевозможным инструментам, включая и урбанистический анализ, о котором мы говорили выше, и новые методологии «не-мест» (
non-places). Все это поможет лучше понять контекст работы, но одних методологий недостаточно. Что же еще нужно?
В первую очередь нужно понять место, в котором проект будет развиваться, — его контекст, его черты и морфологию, его окружение, его материалы и формы, включая самые мелкие детали. Что делает это пространство уникальным? Что отличает его от любого другого? При этом нужно учитывать абсолютно все: естественное и искусственное, большое и маленькое, заполненное и пустое, свет и тень, тепло и холод, тишину и шум и так далее.
На этапе подготовки необходимо проводить исследования — и нельзя ограничиваться только технической стороной работы. Исследовать можно и жизнь сообщества, в котором мы оказались: его чувства и страхи, мечты и надежды.
Все, о чем пишет Николя ди Баттиста, справедливо и для заказчика: заказчик (как и архитектор) не должен настаивать на своем — единственно верном — желании. Он живет и работает в определенном контексте, в обществе, которое его заказ изменит в лучшую или худшую сторону. Как заказчик, так и архитектор должны избегать преждевременных выводов и решений — они должны прислушиваться к общему контексту своей работы, который поможет сделать правильный выбор.
В какой-то момент работа, которую Николя ди Баттиста назвал «развитием осознанности», рассеется, перестанет нависать над архитектором. Это будет означать, что сомнения исчезли, и мы можем выбрать один путь из множества: тот путь, который нам кажется наиболее подходящим, уместным и, как мы полагаем, принесет наилучшие результаты. После этого нам нужно просто следовать за своим выбором, но это уже следующий этап проекта, о котором Николя ди Баттиста рассказывает в другой своей статье — «О воображении».
Автор: Nicola Di Battista /
Пересказ Надежды Лебедевой
[1] Paul Valéry, OEuvre I. Variété. Fragments des mémoires d'un poème, Bibliothèque de La Pléiade, Éditions Gallimard, Paris 1957