Павел Филипповский: В этом году Музею Москвы исполняется 122 года. Это помещение, здание, архитектурный комплекс был построен еще в конце первой трети XIX века. И когда музей сюда переехал, то получил в наследство и прекрасный, но сложный архитектурный комплекс. Сложный именно для выставочных нужд.
Этот комплекс дошел до нас не в первозданном состоянии, не в том виде, в котором он задумывался, а уже после использования Министерством обороны под нужды гаража Генштаба. Поэтому те, кто был в залах и на выставках, мог заметить своеобразие внутренней архитектуры. В частности, это такое же наследие, доставшееся нам от Генштаба.
В Музее Москвы и его филиалах проходит до 50 выставочных проектов. У нас есть лекторий, есть детские студии, мы проводим маркеты и кинопоказы. Естественно, мы традиционные участники всех московских мероприятий, таких как «Ночь в музее» и «Ночь кино». Управлять всем этим пространством невозможно без архитектора. Архитектура музея — это, естественно, неотъемлемая часть производства выставочного продукта. Ни один серьезный проект сейчас не может обойтись без участия архитектора.
Еще лет 15 назад мы только-только начали привыкать к тому, что выставка — это продукт куратора. И это было непонятно, и надо было приучать и себя, и зрителя, а главное — музейное начальство к тому, что есть позиция куратора. Слава богу, с годами это как-то укоренилось, и выставка без куратора уже немыслима. Все-таки выставочный продукт — это результат замысла и деятельности куратора. Но точно так же выставочный продукт немыслим без участия архитектора экспозиции.
Особенное это важно для нашего музея, так как мы находимся в здании — памятнике архитектуры, а это накладывает на нас некоторые обязанности. Например, мы не можем использовать стены как выставочную поверхность. Поэтому участие архитектора — это не только творческая необходимость. Это еще и необходимость утилитарная — не испортив историческую часть здания, интегрироваться в историческое пространство таким образом, чтобы оно, с одной стороны, не доминировало, но с другой стороны, помогало восприятию выставочного продукта. Это разные задачи, которые ставятся перед архитектором: либо выявить эту историческую часть, либо, наоборот, абсолютно абстрагироваться, уйти от нее, чтобы само помещение, сами стены не участвовали в восприятии.
Последние 5 лет показали, что в нашем музее позиция архитектора так же важна, как и позиция куратора, как и рабочая группа, которая трудится над проектом. Поэтому в Музее Москвы есть архитектор в штате. Но, помимо плановых экспозиций, мы также готовы рассмотреть и предложения инициативных групп. Мы ежегодно проводим методический совет — это такой своего рода смотр проектов на следующий год. В нем могут принимать участие кураторские группы, независимые кураторы, институции, которые намерены выставляться у нас. И также мы открыты для арт-проектов и новых архитекторов.