Профессиональные рекомендации от преподавателей

Попросили преподавателей Факультета дизайна интерьеров назвать важные, на их взгляд, нюансы работы проектировщика. Эти базовые принципы не только привносят в работу ясность и упорядоченность, но и прибавляют очков квалификации специалиста.
  • ИЛЬЯ НАСОНОВ
    Арт-директор, преподаватель курса «Проектирование жилых интерьеров»

О трех постулатах, на которых строится работа ответственного дизайнера

1. Всегда сомневаться в предлагаемом решении заказчику. Если ты выдаешь одно решение и уверен, что оно без сомнения прокатит, это плохо. Напротив, когда ты постоянно сомневаешься, мучаешься, думаешь, как лучше, ищешь что-то новое, что на одной волне с заказчиком — вот это уже правильно. Нужно все время сомневаться.

2. Быть готовым к тому, что тебя «расстреляют» за твое правильное решение. Предположим, ты дал какое-то решение, оно понравилось заказчику, и ты пошел его реализовывать. Но в ходе работы оказывается, все смотрится не так, как ты себе это представлял. Ты все объяснил, подписал договор, и все равно нет результата. Таких случайностей очень много, к этому надо быть готовым всегда.

3. Зная первое, зная второе, когда что-то случилось и вышло из-под контроля, нужно моментально принять новое решение, что нужно делать дальше. Надо сообщить клиенту и извиниться за то, что ты не досмотрел. Да, это не совсем твоя проблема, но именно ты ответственен за весть этим процесс. Надо собрать весь материал, договор и ехать разбираться, чтобы исполнители (подрядчики, которые делают ремонт, мебель — прим. ред.) все переделали. Нужно немедленно реагировать на происходящее, потому что ты профессионал, ты обязан отвечать за результат. Если этого результата нет, смотри первый пункт, значит ты не до конца сомневался, а надо было сомневаться, надо было перепроверять это все.
  • ГАЛИНА ПРИХОДЬКО
    Дизайнер, преподаватель курсов «Создание концепции интерьера», «Дизайн и право»
О профессиональных секретах, которые помогут упростить работу специалисту
1. Самое важное в процессе работы — соблюдать поэтапность. Дизайн — это не просто набор красивых картинок, это определенная технология, которая должна быть просчитана и продумана.

2. Обязательно должна быть концепция и образ, далее вопросы, связанные с маркетингом: любой общественный интерьер — это ориентированность на потребителей и рекламу в рамках продажи того, что будет в этом интерьере.

3. В завершение можно подключать эргономику, с ней будет связано все дальнейшее проектирование.
  • ОЛЬГА МИТНИК
    Дизайнер, преподаватель курса «Проектирование общественных интерьеров»
О навыках, необходимых для работы с общественными пространствами
1. Умение и навык работы со смежными специалистами (инженерами, технологами, подрядчиками, маркетологами и всеми остальными).

2. Не пренебрегать нормами и правилами, то есть всей нормативной литературой. Изучение и предварительная подготовка помогают избежать очень многих ошибок.

3. Внимательно изучать эргономику и практический опыт. Если вы проектируете кафе, не поленитесь не только открыть книжку по эргономике, но и пообщаться с официантами, например, на тему как они с подносами ходят между столиков, с какой стороны подходят, насколько им удобно и т.д. Зачастую, это бывает очень полезным!
О принципах работы с материалами, которые помогут оставаться конкурентоспособным
1. Приходя в салон, изучайте все материалы, особенно новинки. Спрашивайте консультантов о свойствах и технических возможностях как можно больше. Помимо того, что это поможет грамотно рекомендовать материалы вашим клиентам, вы расширите свои возможности как художника. Привычными инструментами можно добиться интересных эффектов, не прибегая к сложным и дорогостоящим материалам, и они привнесут в интерьер изюминку. Например, у большинства производителей краски есть разная степень глянца. Чаще мы подбираем матовые краски. Наверняка представляя глянцевые поверхности, у вас, как и у меня, возникают ассоциации с «евроремонтом 2000-х», с глянцевыми натяжными потолками и яркими, глянцевыми, салатовыми и фиолетовыми кухнями. А как насчет стен? Посмотрите, как эффектно и стильно это может смотреться и в современном интерьере и классике. Отражение искусственного и естественного света на этих стенах уже создают два разных сценария. Глянец придает глубину цвету. Такие поверхности устойчивее матовых, за ними легко ухаживать. Однако помните, если вы решаетесь на подобный эффект, нужно проконтролировать, чтобы стены были идеально подготовленными, гладкими, иначе вы только подчеркнете все недостатки.
2. Если вы реализуете проект, ведете авторский надзор и участвуете в комплектации. Помимо больших сетевых салонов и магазинов по продаже отделочных материалов есть еще тысячи маленьких компаний. В большинстве своем они хотят работать с дизайнерами, так как знают, что если ваше сотрудничество будет успешным, вы будете приводить клиентов еще и еще. Поэтому они предлагают приятные скидки, помощь в подборе материала, дают материалы для примерки на объекте, иногда привозят их сами, предоставляют каталоги, держат в курсе новинок, устраивают презентации и мастер-классы. Это очень облегчает работу и делает ее приятной. Однако, по какой бы причине вы не держались в конкретном любимом салоне, не стоит ограничивать свой выбор материалов тем, что у них есть, только потому, что вы сработались. Во-первых, материалов огромное множество, и вы ограничиваете себя как художника. Во-вторых, каждый ваш клиент и проект индивидуален, ровно как и бюджет, технические нюансы и т. п. Собственно, совета два. Первый: все свободное и не свободное время изучайте рынок, отзывы о заинтересовавших вас салонах, магазинах, шоу-румах (отзывы — обязательно!). Второй: ваша задача сделать так, чтобы ни ваша задумка, ни техническая реализация не пострадала, так что придется убедить клиента, что все невозможно подобрать и закупить в один день и даже неделю :), покататься по городу (иногда подобрать что-то онлайн), собрать образцы, примерить их на объекте, обсудить с клиентом. Так что начинайте собирать свою базу поставщиков и подрядчиков для облегчения работы в будущем уже сейчас.

3. Чтобы не отставать от своих конкурентов, быть профессионалом в глазах своих клиентов и доказывать это своим порфтолио, нужно быть в курсе тенденций и новинок в мире материалов. Их так много, что не проводя постоянную работу над этим, вы рискуете серьезно отставать от других дизайнеров и создавать скучные проекты. В России часто проходят выставки, их обязательно нужно посещать, чтобы поговорить с представителями, производителями, обсудить свойства материалов, цены и т. п. Однако, тенденции мы не задаем, мы рассказываем о том, что подслушали и подсмотрели в Милане и Париже. Изучите расписание выставок и недель дизайна в Европе. Старайтесь их посещать, это нужно не для красивого Instagram (хотя и он важен в нашей профессии :)), а для повышения конкурентоспособности, погружения в мир дизайна, для самообразования, для формирования вкуса. Если у вас нет возможности посещать эти мероприятия, старайтесь следить за ними онлайн, посещать последующие за ними презентации в шоу-румах и студиях дизайна, читать статьи, обзоры и рецензии в журналах и интернет-издательствах, посвященные им. Да и в принципе, покупайте журналы, читайте о приемах по использованию материалов, которыми делятся ваши коллеги, ходите по шоу-румам для закрепления результатов. Книги по материалам я не очень советую, да их и не много. Обычно, с момента идеи написания книги до ее печати рынок и тенденции уже меняются.
Подготовила Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ